Завершено формирования окружных и областных избиркомов

Выборы. Этап первый

Первый этап — формирования окружных и областных избиркомов — уже завершен. Избирательная кампания перешла в новую фазу — регистрации инициативных групп и сбора подписей в пользу выдвиженцев. На текущий момент можно смело говорить, что конкурс на 110 депутатских кресел в нижней палате Парламента уже составляет 4 человека на место, и, скорее всего, на протяжении этого месяца конкуренция вырастет в разы. Вместе с тем мы задались вопросом, каков расклад политических сил в стране, а также какие проблемы и пробелы в деятельности политических партий на текущий момент стали очевидными. Об этом мы спросили у гостей «СБ».

Георгий Атаманов, депутат Минского горсовета, заместитель председателя Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память», секретарь ЦК КПБ по организационно–партийной и правовой работе:

— Давайте признаем, не видно сегодня единства оппозиционных организаций и так называемой «правоцентристской коалиции», даже несмотря на то, что о ней было громко объявлено на заседании Европарламента в Брюсселе в ноябре 2015 года. Нет того объединения интересов, о котором они так много говорят при поездках в зарубежье, в частности в США и страны ЕС. В «Говори правду» недавно даже признали: вопрос о едином списке демократических кандидатов для них не актуален, уже два десятка лет он приводит еще к большему разобщению оппозиции и не дает никакого результата.

Неоднозначными выглядят заявления отдельных лидеров правых политических партий. Так, лидер ОГП в интервью «Радыё «Свабода» заявил «об участии партии не в выборах, а в очередной политической кампании». А члены партии БНФ, оказывается, «намерены участвовать в парламентской кампании, однако не ставят своей целью попасть в Палату представителей» — об этом председатель партии заявил на пресс–конференции 8 июня. Партия БНФ будет участвовать в выборах самостоятельно, не входя в какие–либо коалиции с другими демократическими силами.

Странная какая–то позиция планирования своего неизбрания. Цели не связаны с попаданием в Парламент, не связаны с единым списком кандидатов. Складывается впечатление, что политические неудачники рассказывают тем, кто их никогда не поддержит, как они не хотят выиграть выборы. На парламентские сходим, но чисто так — авось прокатит! Ведь ничего конкретного во благо белорусского народа за все время существования не сделали, чтобы привлечь избирателей. При этом интересно, что некоторые партии, указывающие на многочисленность своих рядов, почему–то не смогли выдвинуть своих партийцев во все территориальные и окружные избирательные комиссии. Поэтому их рассказы о десятках тысяч членов — не что иное, как «хлестаковщина». И стенания отдельных «политактивистов» о невключении некоторых оппозиционеров в состав избиркомов — заезженная пластинка, набившая оскомину большинству белорусов. Все это рассчитано на «донесение информации о недемократичности избирательного процесса» тем, кто заинтересован в «демократизации Беларуси».

Из 15 зарегистрированных политических партий своих представителей в 7 территориальных комиссий выдвигали только 9, а в 110 окружных — 12. При этом только КПБ выдвигала своих представителей во все комиссии всех регионов республики. Кроме коммунистов, так же поступили только левая партия «Справедливый мир» и ЛДПБ. БНФ — выдвинули пятерых, БСДП (Грамада) — троих, ОГП и СДПНС — по одному. В окружные избиркомы левая партия «Справедливый мир» — 65, РПТС — 64, БНФ — 27, ЛДПБ — 24, БСДП (Грамада) — 14, СДПНС — 8, а ОГП — всего одного в Минской области. Поэтому ничего удивительного нет в том, что в территориальных комиссиях оказались представленными 6, а в окружных — 10 партий.

Алексей Дзермант, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, главный редактор портала IМНОclub.by:

— Избирательная кампания в нижнюю палату белорусского Парламента проходит в обычном, спокойном режиме. После формирования окружных и территориальных избирательных комиссий наступает время активности кандидатов, инициативных групп и партий по сбору необходимого числа подписей за выдвижение в депутаты. Этот этап важен не только в контексте текущей кампании, но и для становления и развития всей белорусской партийной системы. В этом году выборы проходят по привычной уже для нашей страны мажоритарной форме, когда голосуют не за партийные списки, а за конкретного кандидата. Эта система оправдала себя, поскольку удачно позволяла избегать политтехнологической конкуренции и борьбы популистических лозунгов в пользу конкретики и реального авторитета.

Наше общество развивается, меняется внутренний и внешний контекст, что не может не сказаться и на развитии политической жизни. Весьма вероятно, в ближайшее время роль партий и гражданского общества будет закономерно усиливаться, и поэтому эти выборы — хорошая проверка на готовность к более заметной роли.

Уже сейчас очевидны лидеры партийной и общественной активности: РОО «Белая Русь», КПБ и ЛДПБ. Именно эти организации были наиболее заметны при выдвижении своих представителей в избиркомы, они же собираются выдвигать и наибольшее количество кандидатов в депутаты. Скорее всего, между ними и их партийными установками развернется основная конкурентная борьба. Кстати, это очень логично. КПБ представляет левый фланг белорусского общества, для которого важны ценности социальной справедливости, преемственности с советским периодом становления государственности, международной солидарности против глобальной олигархии. ЛДПБ ориентирована на средний класс, мелкий и средний бизнес, интересы которого она готова представлять в Парламенте. «Белая Русь» — безусловные центристы, которые готовы уравновесить и сбалансировать разные фракции и группы белорусского общества в интересах государственного развития.

По сути, перед нами возможный прообраз будущей трехпартийной системы, представленной в Парламенте. Есть, конечно, и та часть общества (7 — 10 процентов), которым близки радикальные оппозиционные силы, но из–за нескончаемой конкуренции за эту группу граждан до сих пор ни одна партия или движение так и не смогли стать системным выразителем их интересов. Перспективы изменения этой ситуации пока не видно. Тем не менее, чтобы всерьез заявить о жизнеспособности и готовности к возможному повышению роли партий в общественной жизни нашей страны, надо проделать серьезную работу и убедить избирателя в том, что именно партии могут достойно выражать и защищать интересы граждан.

Юрий Шевцов, политолог, руководитель Центра по проблемам европейской интеграции:

— Во время текущей избирательной кампании практически никак не заметна радикальная белорусская оппозиция. Думаю, что этот момент очевиден не только мне. Во всех без исключения предыдущих кампаниях она получала поддержку иностранных посольств, западных и иногда даже российских СМИ. И хотя граждане обычно у нас за эту политическую систему не голосуют, тем не менее тема оппозиции звучала всегда. Критика действующей власти доводилась через мощнейшие иностранные СМИ и дипломатические площадки, временами были заметны радикальные молодежные группировки, но сейчас все это практически отсутствует как явление! Вот, пожалуй, самое очевидное отличие нынешней кампании. Согласитесь, раньше все–таки такого не было — звучали какие–то громкие заявления, послы иностранных держав высказывали недовольство. А сегодня мы этого не видим вообще. Ну разве что на уровне того, что ряд международных организаций заявил, что их отношение к нам будет определяться исходом парламентских выборов. Но это, скорее, дежурные высказывания, с традиционными вмешательствами в кампанию ничего общего не имеющие.

Третье отличие — оппозиционные силы представлены в основном умеренными правоцентристами из кампании «Говори правду!». Эта политическая группировка на фоне остальной белорусской оппозиции действительно является центристской, и она не культивирует никакого политического радикализма. Поэтому, скорее всего, все голоса, которые отдает достаточно дисциплинированный, хоть и маленький оппозиционный электорат своим выдвиженцам, уйдут отнюдь не радикалам, а правоцентристам.

Это я сейчас говорил об отличиях парламентской избирательной кампании. А вот что же у нее общего с предшествующими? В первую очередь, то, что оппозиция, скорее всего, на ближайших выборах не введет в Палату представителей ни одного своего депутата. Потому что у нас мажоритарная избирательная система, и я не знаю в Беларуси ни одного округа, где бы электорат в значительной степени выступал за оппозицию. Вот если бы у нас в стране избирательная система была смешанной, то есть включала в себя характеристики пропорциональной и мажоритарной систем, то тогда шансы у них были бы, хоть и совсем небольшие. У нас оппозицию поддерживали в разное время где–то от 5 до 20 процентов электората, и в таком случае они, думаю, сейчас могли бы рассчитывать процентов на пять. А так высока вероятность того, что они ни одного депутата не проведут...

Давид Ротман, директор Центра социологических и политических исследований БГУ:

— Политическим партиям, общественным объединениям, а также самовыдвиженцам важно понимать, что, когда потенциальный избиратель ставит свою подпись на предложенном ему формуляре, он делает это авансом. На самом деле ему очень хочется о том человеке, которого он поддерживает своей подписью, знать гораздо больше, чем ему могут рассказать в момент агитации. Мне кажется, что на сегодняшний день такой информации о многих людях, которые хотели бы стать кандидатами в депутаты, гражданам остро не хватает. Наверное, со временем она будет добавляться, но политические силы, которые принимают участие в выборах, должны понимать: дефицит информации о выдвиженцах может сыграть с ними злую шутку.

У меня как социолога есть одно любопытное замечание по ходу нынешней избирательной кампании. Мы в ЦСПИ сейчас собираемся провести одно интересное исследование, которое будет связано с опросом экспертов, представителей различных политических и общественных структур. Вы представляете наше большое удивление, когда мы поняли, что многих из них очень трудно найти. Поначалу для того, чтобы создать списки экспертов, мы предприняли попытки выйти на сайты организаций. Не буду называть эти организации и партии, но, к нашему большому сожалению, оказалось, что у многих из них веб–ресурсы просто невозможно найти. Сайты иных если и существуют, то толку от них немного — там отсутствуют контакты. Ни номеров телефонов, на которые можно позвонить, чтобы о чем–то договориться, ни адресов электронной почты, ни ссылок на социальные сети. Лично мне такая ситуация кажется странной. Такое ощущение, что со стороны отдельных партийных структур и групп имеет место быть некая имитация деятельности. Это только мои предположения, тем не менее получается, что отдельные политические силы заявляют о том, что они якобы идут на выборы лишь для того, чтобы впоследствии громко проиграть, а потом заявить, что в затирании политических оппонентов виновата действующая власть.

Что же касается настроений избирателей, то социологические опросы показывают, что они хотели бы получить как можно больше информации о тех людях, которых им придется выбирать. Люди желают знать как можно больше, причем хотят знать правду. Да, существуют определенные критерии, которые будут, прежде всего, восприниматься и поддерживаться избирателями. По мнению большинства, более других депутатского значка достойны те, кто является патриотом страны и готов сделать все, чтобы суверенитет и независимость нашего государства сохранялись и укреплялись. В данном случае я говорю не громкие лозунги — это реальные пожелания наших избирателей. Кроме того, есть еще целый ряд критериев — профессионализм, высокий уровень образования, отсутствие пустых обещаний и другие, но в числе главных звучит именно чувство патриотизма, и этот момент нельзя не учитывать.

benko@sb.by

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО, Татьяны СТОЛЯРОВОЙ и Виталия ПИВОВАРЧИКА

Советская Белоруссия № 133 (25015). Среда, 13 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter