Выборочное обследование ЛПХ: что остается «за кадром»?

ДОБРЫЙ день, дорогая редакция! Прочитал публикацию в «БН» за 12 июля 2011 года «Обследуем выборочно» и решил подхватить дискуссию. Тем более что сам, как хозяин ЛПХ, нахожусь в гуще процесса — мое подворье в списке обследуемых по-новому.

Рассуждает хозяин подворья, задействованного в новой форме статучета…

ДОБРЫЙ день, дорогая редакция! Прочитал публикацию в «БН» за 12 июля 2011 года «Обследуем выборочно» и решил подхватить дискуссию. Тем более что сам, как хозяин ЛПХ, нахожусь в гуще процесса — мое подворье в списке обследуемых по-новому.

Согласен с автором материала «Обследуем выборочно»: действительно, по старой схеме охват подворий был шире. И, на мой субъективный взгляд, полученные сведения — достовернее, полнее. Это — мнение не «из кабинетной тиши», а от человека, имевшего дело с обследованием и по другую сторону: когда-то, будучи председателем сельского Совета, сам накопил кое-какие наблюдения, выводы.

Считаю, что стартовавшее недавно выборочное обследование не может дать всестороннюю картину состояния и перспектив развития ЛПХ в республике. Выбраны-то, как ни крути, лучшие хозяйства, где все ухожено и постоянно есть хорошие виды на прибыль. А ведь не секрет, теперь в белорусских деревнях многие подворья, огороды заросли бурьяном, а их хозяева кормятся на сто процентов из магазина. Как при выборочном обследовании узнаем, сколько таких проблемных ЛПХ в республике?

Выборочно можно было бы обследовать… целые деревни. Допустим, авторитетными комиссиями, в состав которых входили бы чиновники высокого ранга, законодатели статистики, журналисты «БН». Уверен: членам этих приезжающих сообществ было бы полезно узнавать, отчего в конкретных селах «исчезают» жители, а молодежь надолго не задерживается. (Для этого, правда, придется немало побеседовать с местным людом.) Параллельно выяснится, почему перестают держать свиней, кур, отчего пустуют некоторые земельные участки, есть ли возможность взять где-нибудь в окрестностях лошадь для обработки приусадебного участка, да и другие важные проблемы в сельской жизни обозначатся...

Например, моя родная деревня — Малая Ухолода. Вроде сейчас и жителей в ней не так мало — 264, но ведь когда-то было шестьсот. На все село теперь аж 4 (!) буренки. Хотя, казалось бы, общее число хозяйств увеличилось, но качественно ли приросли, приносят ли эти подворья реальную, ощутимую пользу в виде сельхозпродукции государству? Риторический вопрос…

А ведь наша деревня — всего в 9 км от города. Но много и более отдаленных, где живут уже по одному-два человека. С подворьями или без? К слову, спасибо «БН», что не забывает писать и о таких деревушках. Хочется, чтобы их жизнь тоже попадала под статистические обследования!

Станислав БАБИЦКИЙ, житель деревни Малая Ухолода Борисовского района

Фото Инны ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter