На Гродненщине треть сельхозпроизводителей государственной формы собственности неплатежеспособны

Выбор между солодом и мясом

НА ГРОДНЕНЩИНЕ полторы сотни сельхозпроизводителей государственной формы собственности. Треть из них, к сожалению, неплатежеспособны. Из этих пятидесяти экономически слабых хозяйств двадцать пять, при определенной поддержке государства, еще способны встать на ноги, но как быть с остальными, которым остался буквально шаг до полного банкротства?


Чтобы выплатить своим работникам зарплату, почти все они выбрали у перерабатывающих предприятий деньги за будущую продукцию на полгода, а то и больше, вперед. Других источников доходов, кроме молока или мяса, у них тоже нет. К тому же, как правило, эти хозяйства уже настолько обросли кредиторами, что все их доходы уходят на погашение многомиллиардных долгов, на собственные потребности практически ничего не остается. Ситуацию усугубили кредиты на строительство и реконструкцию молочно-товарных ферм, которые первоначально брались на одних условиях, но которые затем поменялись не в пользу хозяйств.

Сегодня только у молокоперерабатывающих предприятий сельхозпроизводители взяли 900 миллиардов рублей авансов. Правда, здесь есть и небольшой повод для оптимизма: в последние месяцы эта сумма стабилизировалась. Но тем не менее накопившиеся долги тяжелым грузом тянут на дно экономической ямы.

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов сторонник разнопланового подхода к таким хозяйствам и предлагает несколько вариантов их реформирования. Во-первых, уже есть целый пакет предложений от потенциальных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Некоторые готовы приобрести убыточные сельхозпредприятия вместе с их долгами. К таким предложениям руководство области подходит очень осторожно, поскольку хватает не только позитивных, но и негативных примеров подобных сделок. И не хотелось бы наступать на те же грабли.

Среди белорусских инвесторов определенный интерес представляет компания «Биоком». Она напрямую связана с сельским хозяйством, имеет в регионе свои активы. Поэтому, по мнению Владимира Васильевича, вполне могла бы взять какое-то из отстающих хозяйств, построить там показательный молочно-товарный комплекс или работающий выставочный центр.

Сразу восемь сельхозорганизаций готова взять под свое крыло для занятия растениеводством, в частности, выращивания пивоваренного ячменя и производства солода, китайская корпорация. Но тут взгляды местной власти и инвесторов не совпадают: первые считают, что для нашей страны сегодня важнее получение экспортно ориентированной продукции — молока и мяса. Переговоры продолжаются.

Улучшить экономическую ситуацию в аграрной отрасли, очевидно, может создание крупных холдингов путем присоединения слабых хозяйств к экономически сильным. Такой опыт, кстати, себя уже вполне оправдал. В-третьих, не должно быть забыто и фермерское движение. В области есть успешно работающие частные хозяйства, имеющие большие земельные площади, которым не страшно передавать земли в пользование. Если у земли появится настоящий хозяин — это прекрасно.

Можно, конечно, согласиться с тем, что молоко и мясо производить надо. Но, если хозяйство на грани финансового краха, почему бы не дать ему возможность заниматься тем, что может ему принести наибольшую прибыль. Один знакомый председатель сельхозкооператива как-то заметил: «Меня заставляют выращивать лен. Но растет он у нас плохо, и прибыли от этого хозяйство никакой не имеет. Лучше, на мой взгляд, посеять многолетние травы и заниматься производством молока». И, на мой взгляд, он прав.

gennadijj-gil@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter