Ирак: борьба за президентское кресло завершена – что дальше?

Выбор Багдада

Парламент Ирака выбрал президента страны. Им стал ветеран иракской политики Бархам Салих. Ранее он возглавлял региональное правительство Иракского Курдистана, а также занимал пост заместителя премьер-министра в федеральном правительстве в Багдаде. Избранию предшествовала борьба в самом парламенте, а также между двумя курдскими партиями — Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) и Демократической партией Курдистана (ДПК). 

фото iraq-politics

У выборов президента в этом году была одна существенная деталь. Две основные курдские партии не смогли договориться по претенденту на президентское кресло. Если ранее кандидат от ПСК получал пост президента страны, а член ДПК становился руководителем Курдского автономного района, на этот раз претендентов на пост главы государства выдвинули обе партии — Бархама Салиха от ПСК и Фуада Хусейна от ДПК. Наблюдатели считают, что ДПК пошла на такой шаг, поскольку приобрела большинство своих представителей как в общеиракском парламенте (после майских выборов и повторного пересчета голосов), так и в Национальном собрании в Эрбиле. Там несколько дней назад завершились выборы. По предварительным итогам на них также лидирует ДПК. 

После несостоявшейся 1 октября процедуры депутаты от курдских партий все-таки смогли согласовать представителя на пост президента: в последний момент Фуад Хусейн снял свою кандидатуру. А поскольку политическая традиция была соблюдена — кандидат от ПСК набрал положенное большинство голосов, то выборы президента не затянулись, что вполне могло бы случиться, учитывая нынешний долгий политический кризис в стране. 

Обратим внимание на два фактора. Во-первых, курдские силы раздроблены и неспособны договориться между собой. Хотя Фуад Хусейн и выбыл из президентской гонки, ДПК обвинила ПСК в нарушении договоренностей. К тому же результаты выборов в Иракском Курдистане не обнадеживают сторонников курдского национального движения. На выборах большинство голосов в парламенте региона получила ДПК – 43 процента. ПСК имеет чуть более 20 процентов. Доля молодых партий, требующих перемен, выглядит так: «Горран» — 12,8 процента, «Новое поколение» — 8,5, Исламская группа — 7,2 и движение «За реформы» — 5,8 процента. Однако ПСК уже оспаривает результаты выборов. В итоге неспособность двух основных политических сил договориться, а молодых партий — прийти к согласию по программам, никак не дают положительных перспектив курдскому возрождению. 

Внешние факторы также не способствуют курдскому делу. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем на днях резко предупредил курдские районы своей страны от любого движения в сторону от Дамаска, обвинив в провокациях, как водится, США. В свою очередь Турция вновь пригрозила нанести удары по базам Рабочей партии Курдистана в Ираке. 

Во-вторых, иракские власти в Багдаде не могут выйти из политического кризиса, который, похоже, будет продолжаться и далее: в стране до сих пор нет правительства, переговоры о создании коалиции идут с мая, и об их результатах доходят самые противоречивые сведения. Похоже, участники этих переговоров, и в первую очередь Муктада ас-Садр, периодически меняют свои позиции. 

Хотя функции президента в Ираке ограничены, а должность имеет, скорее, номинальный характер, новоизбранный глава государства обязан будет решать две только что перечисленные задачи: маневрируя, посредничать между политическими силами, при этом давая возможность партиям, движениям и стоящим за ними кланам договориться между собой, а также обеспечить статус-кво Южного Курдистана, по возможности уравновесив силы курдских партий. В противном случае глава Ирака потеряет авторитет и уважение, так необходимое для ближневосточной политики. 

shavialiou@bsu.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter