Выбираю деревню на жительство

Подавляющее большинство из нас видимыми и невидимыми узами связано с деревней.
Подавляющее большинство из нас видимыми и невидимыми узами связано с деревней. Это и не позволяет оторваться от земли настолько, чтобы не замечать ее проблем. Редакционная почта - яркое тому подтверждение. Как возродить село? Искать ответ на этот вопрос исключительно в тиши академических кабинетов не получится. Требуется совет народа.

Регламент собрания: "Не навреди!"

"Обсуждая эту архиважнейшую проблему, следует придерживаться логики и практики врачей, - пишет в редакцию Иван Иванович Говор из Ивья. - Доктор, только поставив точный диагноз, выписывает рецепт. Пусть откровенно выскажутся все желающие. И на сайте Президента, и на страницах авторитетнейшей газеты, каковой является "СБ". Ивана Ивановича поддерживает Н.Антонян из Червенского района, в прошлом горожанка, работавшая в России: "Судьба деревни меня волнует. Я работала руководителем жилищно-коммунального правления. Что такое реформы, испытала на себе. Поэтому призываю взвешенно относиться к любым переменам: загубить имеющееся проще, чем восстановить".

Повестка дня: "Кому нужна деревня..."

"Деревня-кормилица никогда никому не была нужна, - уверен А.Владимиров из Кричева. - Из деревни все выгребали за бесценок, не давая ничего взамен".

Обсуждение по теме: "Не делите нас на "наших" и "ваших". Нередко в прениях мнения расходятся. Иногда диаметрально противоположно. Что в нашем случае, учитывая сложность обсуждаемого вопроса, совершенно неудивительно. Итак

: "Изобретать велосипед не надо, - советует гомельчанин, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Никифорович Фиськов. - Колхозно-совхозная система оправдала себя". Мнение Марии Дмитриевны Левиной из Лельчицкого района: "Требуется просто навести в этой области дисциплину и порядок. Посмотрите, специалисты сдают личную картошку десятками тонн - собственное хозяйство у них всегда доходное, а вот совхозное почему-то убыточное. Корова дома доходная, а в совхозе - убыточная".

Противоположная точка зрения. "Как удалось разорить село, известно. И не только потому, что общественная собственность хуже стимулирует человека к труду, чем частная. Были и частные хозяйства не в лучшем состоянии - если человек родился не хозяином, а лодырем. Нужны талантливые руководители, - делится мыслями Чеслав Адольфович Мороз из Сморгони. - Нередко на эти должности ставили людей, называемых в народе "великими голодранцами". "Деревня начала вымирать неестественной смертью. Процесс пошел с раскулачивания, ссылок в Сибирь, на Север самых трудолюбивых, способных, старательных, бережливых сельчан, с насильственного выселения хуторов и принудительной коллективизации". - И.Говор.

"Руководителям необходимо дать экономическую свободу, - считает Николай Лобачев из Речицкого района. - Непродуманные законы, засилье чиновников вяжут крестьян по рукам и ногам, губят многие добрые начинания". "Был в Бобруйском районе совхоз имени Ленинского комсомола, - рассказывает бобруйчанин Василий Исаевич Костян. - К 1996 году здесь от коровы в сутки надаивали не более 5 литров молока, урожайность зерновых - 12 - 14 центнеров с гектара. Рядом находилась Бобруйская птицефабрика - предприятие успешное. Ее молодой, энергичный директор Василий Мазурик взял умирающий совхоз под крыло. Сейчас на корову уже надаивают по 15 литров в сутки. Хотя земли, люди остались те же, что и были. Но все нацелено на работу, приносящую доход. В последнее время из хозяйства не уехал ни один человек".

"Кто только ни распоряжался колхозами, а ведь это собственность определенного коллектива. Где же закон?" - спрашивает Ч.Мороз. "Колхозы, по сути, превратились в государственные предприятия, а колхозники - в сельскохозяйственных рабочих. Колхозник уже не участвует в решении вопросов: когда, где и что сажать, удобрять, убирать. Государство должно списать долги селу и безвозмездно передать колхозам во владение на основе акционирования перерабатывающие предприятия", - полагает Александр Иванович Рохлин из Постав. Мозырянин А.Шостак предлагает радикальный вариант: "Землю нужно продавать. Владелец вложит в нее и средства, и душу".

"Селу необходимо "помолодеть". А для этого требуется высокая зарплата, которая компенсирует худшие бытовые условия сельской жизни. Говорят, "хлеб - всему голова", "будет хлеб - будет и песня". Пока же тот, кто поет, живет лучше того, кто выращивает хлеб", - пишет Николай Рыбак из Орши. Его поддерживает В.Шкерьятов из Барановичского района: "Не один раз слышал от деревенской молодежи: были бы нормальные условия в селе, не нужен город".

Строительство благоустроенного жилья - один из главных аргументов агитации "за деревенскую жизнь". Но читатели призывают не сбрасывать со счетов пустующее жилье. "Необходимо провести инвентаризацию жилья, тогда и не будет слишком дорогим "квадрат", - считает минчанин Николай Сергеевич Костюкевич. - Сельский житель не привык к многоквартирным строениям. Крестьянин хочет все иметь под рукой и чувствовать себя в доме полным хозяином".

Не стоит также с размаху ставить клеймо "неперспективности" на судьбах старых сел, считают авторы некоторых писем. Вот мнение Нины Даниловны Трофимчук из Ивановского района: "Даюць маладым кватэры у новых весках, бацькi застаюцца адны. Потым старым прызначаюць апекуноу, тыя прынясуць за нядзелю пару буханак хлеба i грошы з дзяржавы атрымаюць. А я хачу, каб мой сын жыу у сваей весцы i прыносiу мне хлеб".

Конечно же, на селе хватает людей, которые хотят нормально жить и с полной отдачей работать. К сожалению, не всегда это получается. Владимир Царенок из Светлогорского района - человек еще нестарый, имеет семью, четверых детей. Работает на тракторе. "Только вот машина старенькая, часто ломается, запчастей нет. Мы бьемся, чтобы оставить молодежь на селе, а условий для работы нет". "Необходимо создать рабочие места, - уверен Алексей Ильич Клещенко из Речицкого района. - В нашей деревне пустует более 50 квартир, а работы нет. Раньше была большая свиноферма, несколько телятников, коровник, конюшня на 100 голов. Все как сквозь землю провалилось". Наличие хорошей работы - вот, по мнению многих, ключ к разрешению проблем села.

О том, что белорусское село способно на многое, свидетельствует рассказ Василия Шабалтаса из Осиповичей. Он вспомнил родину - Полесье, село Куритичи Петриковского района. В 1950 году решили на осушенных болотных землях выращивать экзотическое каучуконосное растение кок-сагыз. Уже в июне 1953-го в деревне собрались высокие гости: приехали награждать правительственными наградами лучших работников. "Четыре звезды Героя Социалистического Труда, 15 орденов Ленина, много орденов Трудового Красного Знамени и медалей получили в тот день сельчане. В наши дни нагрянули в Куритичи совсем иные визитеры - проворные парни, хотевшие купить у стариков их награды... Когда-то Куритичи были большой деревней - почти полтысячи дворов. Сейчас многие хаты забиты досками. Молодежи нет. Колхоз еле держится на плаву".

Постановили: "Расширять окультуренные делянки".

Точки зрения по некоторым принципиальным вопросам расходятся. Но поиск решения проблем села продолжается. Тем более по многим позициям мнения совпадают. Важно расширять окультуренные делянки понимания и безжалостно уничтожать чертополох непримиримости. И тогда загадочный "консенсус" превратится в знакомое и понятное "согласие" - первооснову всякого дела.

Специалисты сдают личную картошку десятками тонн - собственное хозяйство у них всегда доходное, а вот совхозное почему-то убыточное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter