Календарь и традиции: 21 – 27 октября 2019 года

Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде

Октябрь, пожалуй, самый яркий и красочный месяц осени, в прежние времена открывал свадебный сезон. Обрядность традиционного белорусского «вяселля» сохраняла немало древнеславянских элементов, которые одновременно получали дальнейшее развитие уже с выраженным национальным колоритом.



Вообще, в каждой местности существовала своя излюбленная пора свадеб: где‑то их играли после Пасхи, где‑то — после Петра и Павла, где‑то — после Крещения. Но именно в осеннюю пору, когда урожай собран, закрома полны, и можно накрыть богатый свадебный стол, надеясь, что такой же богатой окажется и будущая совместная жизнь молодых, происходила «вялiкая свадзебнiца».

Свадебное действо представляло собой сложное драматическое произведение — с завязкой, кульминацией и развязкой. Ход торжества разделялся на отдельные эпизоды — своего рода сценические акты, наполненные обрядовыми моментами, где каждый участник исполняет свою роль, четко следуя правилам. Никаких отступлений от заданной канвы «вяселля» не допускалось. Во всех действиях, песнях, приговорах и пожеланиях переплетались семейная, хозяйственная, земледельческая символики. Считалось, от того, насколько правильно они исполнялись, зависит будущее благополучие новой семьи. 

Женились и выходили замуж довольно рано: «хлопец» — в 18 — 20 лет, «дзяўчына» — в 16 — 18. При выборе невесты смотрели, чтобы девушка была хорошей работницей, имела крепкое здоровье, ведь в дальнейшем ей надо произвести на свет здоровых детей, «не мела кепскай славы» за собой, происходила из «заможнай i паважанай сям’i». Аналогичные требования предъявлялись и к жениху, плюс такой важный момент как отсутствие тяги к алкоголю. Короче, никому не нужны «п’янiца i нядбайнiца». 

В зависимости от социально‑бытового статуса «маладога i маладой» различали несколько типов «вяселля»: обычное — невеста отправляется в семью жениха; «прымацкае» — жених идет в дом родителей невесты; «сiроцкае» — у кого‑то из молодых нет одного из родителей или сразу обоих. В таком случае роль «бацькоў» на свадьбе выполняли крестные родители, а если и их не оказывалось — кто‑то из близких родственников. Когда в новый брак вступали вдовец или вдова, «вяселле» называли «удавецкiм» и не проводили традиционных обрядов, а саму свадьбу играл тот, кто «браў шлюб» впервые. 

21 октября в традиционном народном календаре — Трифон и Пелагея (Пелагия, Палагея, Палашка). В восточных регионах говорили, что Трифон шубу чинит, а Пелагея рукавички шьет: значит, наступила пора к зиме готовиться.

22 октября — Яков‑дровопилец: он уже зимней крупкой с неба посыпает. Становится по‑настоящему холодно. Поэтому хорошие, сухие дрова — важнейшая вещь, от чего зависят тепло и уют в доме.
Шуточки относительно того, что, мол, на свадьбах обычно все «ледзьве трымалiся на нагах», были абсолютно неуместны, так как для соблюдения и исполнения разно­образных и порой достаточно сложных традиционных свадебных обрядовых сюжетов требовалась чистая, незамутненная голова. 
23 октября — Амвросий. В этот день смотрели, каков месяц на небе: убывающий или молодой. Если рожки направлены на север, значит, и ветер будет северный, и зима придет скоро, снег ляжет «на сухое», без слякоти. Если месяц держит южное направление, слякоть продержится до Казанской (4 ноября), ну а дальше: «што Казанская пакажа — то i зiма скажа».

25 октября — Мартин (Мартын), «Мар­цiн‑губiцель гагаты». Под «гагатай» подразумевались гуси. За лето они нагуляли жирок, и по осени их везли на продажу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter