Выбираем деревню на жительство

Андрей Кондаков, недавний выпускник агрономического факультета...

Андрей Кондаков, недавний выпускник агрономического факультета Гродненского государственного аграрного университета, сегодня заведует садом одного из ведущих хозяйств Беларуси – СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района. Молодому специалисту доверили ответственный участок работы. Его трудом в хозяйстве довольны, и он, в свою очередь, ценит открывшиеся перед ним возможности и перспективы.

Как сложится дальнейшая карьера молодого человека – покажет время. Но уже сегодня ясно: дан хороший старт.

Этот пример – короткий рассказ лишь об одной из многих судеб выпускников аграрного вуза, выбравших деревню на жительство и на личном опыте доказавших: личность может найти достойное место, реализовать себя и принести пользу людям и стране с равным успехом в большом городе и небольшом селе. Главное при этом – выбрать свое дело, к которому по-настоящему лежит душа, не испугаться первых проблем и трудностей, вырасти профессионалом.

Ярких доказательств тому в почти шестидесятилетней истории ГрГАУ немало. И наиболее убедительное – это тот факт, которым Гродненский аграрный может гордиться как единственный вуз в республике: среди его выпускников трое из девяти Героев Беларуси – Александр Дубко, Виталий Кремко и Василий Ревяко, и все они заслужили высокое звание трудом в АПК, возглавляя сельскохозяйственные производственные кооперативы. Дипломы ГрГАУ имеют многие председатели райисполкомов. Да и сам ректор Витольд Пестис, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, член-корреспондент Национальной академии наук, получив в Гродно диплом зоотехника, начинал трудовой путь в колхозе.

Ежегодно Гродненский государственный аграрный университет готовит на 7 факультетах более 1,3 тысячи молодых специалистов, которые отправляются в районы Гродненской, Брестской и других областей Беларуси. За годы существования вуз выпустил свыше 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. И тем не менее проблема кадров в сельском хозяйстве региона остается актуальной. Грамотные, трудолюбивые и при этом готовые на много лет связать свою жизнь с селом, дипломированные молодые люди по-прежнему в дефиците.

В последние годы решению этой задачи уделяется огромное внимание на государственном уровне. Правительством утвержден и претворяется в жизнь комплекс мер, включающий повышение заработной платы труженикам села, создание механизма их реальной заинтересованности в экономических результатах деятельности предприятия, улучшение обеспеченности жильем и многое другое. С другой стороны, особый акцент сделан на совершенствовании подготовки специалистов и вопросов правового регулирования. Именно в этом сегменте перед вузом открывается широкое поле деятельности, убежден ректор ГрГАУ Витольд Пестис.

— Чтобы продвинуться в решении этой задачи, нужно совершенствовать три направления работы, — считает руководитель ГрГАУ. – Первое – применение новых подходов к отбору будущих студентов. Второе – совершенствование их образования, усиление не только технологической, но и экономической составляющей в вузовской программе, подготовка специалистов, готовых к работе в АПК. Третье – создание системы сопровождения выпускников после их выхода из вузовских стен, контроль за обеспечением их надлежащими условиями труда и быта.

Что касается первого, то здесь главное – тесные контакты с руководителями СПК, сельских Советов депутатов, районной «вертикалью» в деле правильного отбора абитуриентов, ориентированных не только на получение высшего образования, но и на последующую жизнь в деревне. Для этих целей в вузе разработана программа профессиональной ориентации молодежи. В течение года налажено посещение школ, проводятся встречи с учащимися, их родителями. Работают очно-заочные подготовительные курсы для старшеклассников. Согласно законодательству университет имеет право формировать до 20 процентов набора первокурсников из числа слушателей этих курсов и активно использует эту возможность. Кроме того, для тех, в ком в районах уверены как в будущих специалистах АПК, существует преференционный путь – целевые направления, предусматривающие возвращение в оплачивающую учебу организацию не менее чем на пять лет. Для этого между вузом, организацией и самим студентом заключаются трехсторонние договоры. Активизировав работу на местах, в ГрГАУ в следующем учебном году планируют значительно увеличить количество «целевиков» — с 10 до 30 процентов. Таким образом, молодые люди уже с первого курса знают, где им предстоит работать, и готовятся именно к этому.

Настрой на работу в аграрном секторе укрепляется и в процессе учебы. Организуется производственная практика в ведущих хозяйствах региона, проводятся встречи со знаменитыми выпускниками вуза. При этом лучше, считает Витольд Казимирович, когда уже на практике студент трудится в определенной должности, например, начальника участка, бригадира. Так он получает бесценный практический опыт, узнает будущее свое дело изнутри и потом в процессе учебы может сориентировать себя на получение именно тех знаний, которые ему пригодятся в работе. Полезна и производственная практика за рубежом, студенты ГрГАУ проходят ее в Польше, Германии, других европейских странах. Знакомство с новыми технологиями порождает желание освоить их и применить на своей родной земле.

Удачной находкой стал областной слет студентов выпускных курсов гродненских университетов, проведенный по инициативе Гродненской областной организации РОО «Белая Русь» под эгидой облисполкома в одном из лучших аграрных предприятий области – ОАО «Василишки». Молодые люди воочию убедились в том, что у сельского хозяйства – большие возможности и перспективы, что этому делу стоит посвятить жизнь.

— Необходимо подчеркнуть, что создание позитивного имиджа труда на селе, образа специалиста-аграрника – дело очень важное, — обращает особое внимание ректор ГрГАУ. – Сформировать общественное мнение таким образом во многом могут помочь и средства массовой информации, рассказывая о лучших хозяйствах, где созданы прекрасные условия для работы и жизни, о перспективах развития села, о сложившихся судьбах людей, выбравших деревню на жительство и достигших больших успехов.

Вторая сторона – формирование такого молодого специалиста, который был бы в силе не только решать поставленные перед ним производственные задачи, но и двигать вперед доверенный ему участок работы, обладал современными знаниями не только в сфере технологий, но и в экономике, менеджменте. Для этого в ГрГАУ разработана специальная программа совершенствования циклов лекций по профильным дисциплинам. Наряду с изучением каждой из технологий производства в животноводстве и растениеводстве студенты будут узнавать и об их экономической эффективности, учиться ее рассчитывать в конкретных обстоятельствах. Над этим работают преподаватели специальных предметов совместно с коллегами с факультетов экономики и бухгалтерского учета. Дополненные экономической составляющей курсы лекций отправят на рецензирование в институты Национальной академии наук, после чего они будут использованы в вузовской программе.

Совершенствуются и сами преподаватели, регулярно проходя стажировки в институтах НАН, научных центрах Беларуси, России, Западной Европы. Этот процесс в вузе стимулируется, что называется, рублем. Ежегодно определяются так называемые рейтинги преподавателей, где учитываются их профессиональный уровень и конкретные шаги, предпринятые для его повышения. От количества набранных очков зависит назначение надбавки к зарплате на следующий учебный год. А размер ее может быть существенным – до 50 процентов. Стимулируются также и изучение иностранных языков, в первую очередь английского, что позволяет ученым пользоваться профессиональной информацией, размещенной в Интернете, участие в научно-исследовательской работе. Хорошего специалиста может подготовить только отличный преподаватель, убежден ректор. С другой стороны, модульно-рейтинговая система применяется и в оценке знаний студентов.

Кроме того, большой вклад в дело подготовки будущих специалистов АПК вносит созданная при Гродненском облисполкоме школа молодого руководителя. На протяжении нескольких лет ее слушатели – делегированные вузами перспективные юноши и девушки. Они посещают лекции действующих руководителей предприятий, организаций, структур «вертикали» власти, выезжают на практические занятия в передовые организации, проходят практику в управлениях облисполкома. В результате многие из них успешно двигаются по служебной лестнице, отправившись по распределению на место работы, прочно закрепляются в районах.

И, наконец, третий, также очень важный шаг – неформальное сопровождение выпускника на протяжении трех лет после получения диплома.

— Для этих целей в университете создана специальная группа, в которую вошли представители кадровой службы, учебного отдела, заместители деканов факультетов, — поясняет Витольд Казимирович. – Уезжая на первое место работы, выпускник заполняет листок обратной связи. Задача членов группы сопровождения — следить за соблюдением его прав как молодого специалиста, за уровнем зарплаты, решением жилищного вопроса, при необходимости помогать делом и полезным советом. Представители вуза при этом будут регулярно выезжать в районы, изучать положение дел на местах, в хозяйствах. Если на этом уровне вопрос не решится, будут обращаться в местные органы власти, а при необходимости и выше. Словом, как метко сказал руководитель одного из передовых хозяйств, будут стараться, чтобы молодые специалисты в СПК не отрабатывали, а работали с интересом и зарабатывали.

Если все поставленные для этого задачи будут реализованы, то такая ситуация обязательно сформируется в белорусской деревне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter