Вячеслав Кебич: к «шоковой терапии» отношусь отрицательно

Четверть века назад началась одна из самых масштабных экономических реформ в истории - так называемая шоковая терапия команды Ельцина - Гайдара. О ее результативности до сих пор ведутся споры. Одни заявляют, что у страны не было иного выхода и реформы, несмотря на свою болезненность, в целом увенчались успехом. Другие уверены, что методы «младореформаторов» были недопустимыми, заставили страдать десятки миллионов людей и разрушили промышленность. Вот что рассказал по этому поводу в интервью корреспонденту «СБ» Вячеслав Кебич, который с 1990 по 1994 год возглавлял правительство Беларуси:

лица-кебич2-210206 (Copy).jpg

- Только идиоты могут утверждать, что «шоковая терапия» завершилась успешно. Не могу сказать, что у меня были натянутые отношения с Гайдаром (в 1991-1992 годах заместитель председателя российского правительства – прим. авт.). Он уважительно ко мне относился, и многие руководители советских республик даже ревновали, когда Гайдар, сомневаясь в решении того или иного вопроса, говорил: «А давайте спросим у Кебича». Но я до сих пор не могу простить Гайдару того удара, который он нанес по нашей денежной системе. Он лично и не раз обещал мне не допустить развала единой рублевой зоны. Но слова своего не сдержал.  В результате мы ввели карточки, талоны, как их называли, потом на посмешище «расплодили» свои рубли - «зубров» и «зайцев», допустили огромнейшую инфляцию. 

- А почему тогда не взяли на вооружение китайский опыт? 

- На тот момент еще не существовало такого понятия, как китайское экономическое чудо. Дэн Сяопин только начинал раскручиваться, и никто не верил, что Китай может так сильно рвануть вперед. Поэтому он и не мог быть объектом для подражания. В Москве за основу решили взять польский опыт. Правда, при этом не учли, что условия для реформ были совсем разные.    

- Какие уроки мы должны извлечь из тех событий?

- Урок один - всегда надо жить своим умом. Мы в свое время выбрали правильный путь, не разрушили сельское хозяйство, не поддались искушению дележки собственности, не распродали за бесценок промышленность. Это, впрочем, не означает неприятия каких-либо изменений. Надо смелее привлекать к руководству предприятий молодежь. Она более инициативна, восприимчива к инновациям, которых не хватает сегодня нашей экономике. И надо вернуть на прежние позиции станкостроение как основу всей промышленности. 

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter