Вы слыхали, как поют в Козлах?

Корреспондент «Р» побывал в полесской деревне с таким названием и услышал 20-минутную песню…

Корреспондент «Р» побывал в полесской деревне с таким названием и услышал 20-минутную песню…

Фольклорный ансамбль «Калыханка» из поселка Михановичи уже не раз ездил в глубинку, чтобы записать исчезающие песни. На этот раз при поддержке местного Дома фольклора и отдела культуры Минского райисполкома коллектив отправился в деревню Козлы Ельского района. В экспедицию напросился и я… 

Дорога заняла 6 часов, так что было время для разговоров, из которых я узнал много интересного. 

Выяснилось, например, что ансамбль «Калыханка» — не простой ансамбль, а с биографией. Возник он в 1989 году. Тогда его руководитель Лариса Рыжкова вела на телевидении детскую «Калыханку», и программе понадобились народные песни. 

— С тех пор мы исколесили много дорог и в Беларуси, и за рубежом, — рассказала Лариса Николаевна. – Выпустили свой диск. Выступали с Вячеславом Бутусовым из «Наутилуса Помпилиуса», Сергеем Чиграковым из «Чижа и Ко» и Дмитрием Ревякиным из «Калинового моста». 

А еще оказалось, что быть фольклорным ансамблем не такое уж и безопасное дело. Лариса Николаевна поведала жуткую историю о том, как в Польше в начале 1990-х их коллектив в дороге остановили бандиты. 

— С ходу приставили пистолет к голове водителя, — рассказала она. – А потом посмотрели документы, что мы на фестиваль в Краков едем, и отпустили с Богом. Вроде бы наш автобус с автобусом фирмачей перепутали. 

Занятые такими разговорами, мы и приехали в Козлы. 

Удивительно, до чего же любят петь бабушки, живущие в глубинке! Сразу по прибытии в деревню они пели для нас в местном клубе несколько часов без перерыва. А мы записывали на видеокамеры и магнитофоны. 

Бабушки не могли остановиться. После каждой спетой песни они говорили: 

— Ну все. Еще одну – и расходимся, нечего тут засиживаться. 

Однако все повторялось снова. 

— Если их не остановишь, всю ночь будут петь, — подмигнул мне один из зрителей, собравшихся в клубе. 

А ведь эти бабушки в глаза нот не видели и поют только «по голосу», подбирая тон и высоту звука! Причем иные песни длятся до 20 минут, в них по 15—20 куплетов. Но они чудесным образом их помнят! 

В конце концов девушки из приезжего ансамбля тоже не выдержали и спели такими высокими и чистыми голосами, что бабушки только головами закачали: 

— А стоило ли  за столько километров к нам ехать? 

— Конечно, стоило, — ответили те. – Ведь у нас, в Михановичах, знающих старинные напевы бабушек мало. А репертуар ансамбля составлен сплошь из песен, записанных  в экспедициях. 

Кроме того, добавлю, стоило приехать в Козлы и за новыми впечатлениями. Мне, например,  особенно понравилось на одном из подворий зеркало, поставленное для домашней птицы. Индюшки часами не отходят от него, любуясь своим отражением. 

— Кстати, а почему все-таки деревня Козлы называется? – задал я на прощание ее жителям мучивший меня вопрос. 

— В 1812 году два брата скрывались от войск Наполеона. Один из них поселился здесь, а второй километрах в тридцати дальше. А фамилия у братьев была Козел, — объяснили мне. 

…Немного погостив, мы вернулись в Минск с богатым материалом — 34 новые песни! А это значит, еще одна частица народного творчества не исчезнет безвозвратно. 

Кстати 

Кроме экспедиции в Ельский район, которая состоялась в рамках фестиваля «Жыве мая вёска», Михановичский дом фольклора проводит и другие мероприятия. 

— Особенно многое запланировано сделать в этом году, ведь он объявлен в Беларуси Годом сельской культуры, — сказала директор Дома фольклора Елена Гадалова. 

На снимке: фольклористы тщательно записывали бабушек на видеокамеру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter