Сегодня отмечается Всемирный день без автомобиля. По статистике, в мире каждую минуту с конвейера сходит одна новая машина, каждый день автомобили уносят более трех тысяч человеческих жизней, 80 процентов загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. 22 сентября водители Минска и некоторых других городов страны смогут прокатиться на общественном транспорте бесплатно (достаточно предъявить права и техпаспорт на транспортное средство). Также в этот день некоторые улицы Минска будут перекрыты для проведения велопробега.
Об этом жителей Гродно спросила корреспондент “НГ” Елена Семенова.
Юлия Коледа, председатель общественного объединения велосипедистов “ВелоГродно”:
— Цель нашей организации — популяризировать велосипед как альтернативное автомобилю транспортное средство. Только официально по области объединилось 90 человек, но есть еще немало волонтеров, поддержавших нашу инициативу. Мы, конечно, тоже присоединяемся к всемирной акции и рады, когда в этот день на улицах Гродно велосипедистов становится больше.
Валерий Лис, таксист:
— Я не готов, поскольку автомобиль — это мой хлеб. Инициатива, конечно, неплохая, но будем реалистами: мир очень динамичный, за день нужно успеть сделать много дел, а машина придает человеку ту самую мобильность. К тому же Гродно хотя и считается одним из самых автомобилизированных городов Беларуси, пробок, как в мегаполисах, у нас нет. Дороги хорошие, из одного конца в другой можно доехать за считаные минуты. И, судя по переполненным стоянкам, автомобилей у нас меньше не становится, а как раз наоборот. Это выбор большинства из нас.
Елена Яцевич, педагог:
— На велосипед пересесть точно не готова, но поддерживаю инициативу перехода на электромобили. Хорошо, что эта тема сейчас актуальна. Земля ведь действительно задыхается от выхлопных газов. Нам кажется, что мы адаптировались к загазованным городам, но стоит только выехать на природу, как чувствуешь разницу, — дышится по-другому.
Наталья Грибова, экономист:
— У меня трое детей разного возраста, которых я должна успеть утром отвезти в садик и в школу. Живем мы в поселке Южный, пока инфраструктура не позволяет пересесть на городской транспорт, до остановки далековато. Жалко будить детей на час раньше.
Вера Голец, продавец-консультант:
— У мужа недавно сломалась машина, так в семье был “траур”, ритм наш жизненный поменялся, пришлось отложить традиционные поездки в выходные, закупить проездные. Полгода, пока копили на авто, жили совершенно по другому графику и, честно говоря, даже стали находить кое-какие преимущества. Но стоило обзавестись другой машиной, как все вернулось на круги своя.
Виктор Главницкий, инженер:
— Пора пересаживаться на велосипеды или ходить пешком, в небольших городах это вполне реально сделать. Ведь содержание машины вылетает в копеечку: страховка, техосмотр, дорожный сбор, ремонт, топливо — набегает в месяц приличная сумма.
Константин Кудян, пенсионер:
— Я вынужден был отказаться от машины сразу после выхода на пенсию: не прошел водительскую комиссию по состоянию здоровья. Потихоньку осваиваю велосипед — езжу на дачу. Но, честно говоря, пока стараюсь добираться объездными путями — по велодорожкам или лесным тропам. Будучи за рулем, всегда боялся велосипедистов на трассе, а теперь вот ситуация поменялась.
Виктор Солома, специалист отдела образования, спорта и туризма Гродненского райисполкома:
— Я езжу на работу на велосипеде. На самом деле это дань не моде, а здоровью. Этот вид транспорта люблю с детства, а физическое состояние и в зрелом возрасте позволяет активно крутить педали.
Не ставлю своей целью накручивать ежедневно километры, просто мне это нравится. Коллеги некоторые сначала посмеивались, а сейчас, похоже, завидуют. Не каждый, конечно, может в силу специфики профессии, должности пересесть на велосипед, но в большинстве случаев, считаю, мешает менталитет.
Вы готовы отказаться от автомобиля?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.