Вы его породили. Он вас и убьет?..

Чем объединены террористические атаки в разных уголках мира? Казалось бы, вопрос риторический, и ответ на него имеется — во всем виновата «Аль–Каида», она же — международный терроризм, она же — главное мировое зло, она же — псевдоним бен Ладена...
Чем объединены террористические атаки в разных уголках мира? Казалось бы, вопрос риторический, и ответ на него имеется — во всем виновата «Аль–Каида», она же — международный терроризм, она же — главное мировое зло, она же — псевдоним бен Ладена...

Однако посмотрим внимательнее на факты. Вчера в Турции вновь взорвали бомбу. Из одиннадцати погибших шестеро — дети. Ответственность за взрывы взяла за себя курдская группировка «Соколы свободы Курдистана».

Позавчера в Сирии совершено вооруженное нападение на американское посольство. На заминированных автомобилях туда пытались прорваться, как сообщило сирийское государственное телевидение, суннитские экстремисты.

А на прошлой неделе произошел взрыв у посольства США в Кабуле: 16 погибших. Теракт совершили афганские талибы.

Нетрудно заметить, что это очень разные группировки, и не только с географической точки зрения. Прежде всего они преследуют различные цели.

Курдская группировка «Соколы свободы Курдистана», как явствует из их названия, мечтает о провозглашении собственного государства, причем оккупация Ирака сильно обострила противоречия между иракскими арабами и курдами.

Далее. Противоречия между шиитской и суннитской частями населения Ирака, как известно, вылились в настоящую межконфессиональную войну. Еще сложнее обстоят дела у движения «Талибан», которое все чаще мелькает в террористических сводках. Проблема в том, что Афганистан — страна многонациональная. Талибам во главе с муллой Омаром удалось отчасти объединить пуштунские племена под религиозными знаменами. Но в масштабах всего Афганистана ислам скорее разъединяет народы, чем объединяет их. На севере страны, в отличие от юга, доминируют не пуштуны, а таджики и узбеки. Нагорье Хазареджат в центральной части Афганистана населяют хазарейцы. Если пуштуны — сунниты–ортодоксы, то хазарейцы — шииты. К одной из шиитских сект принадлежат и афганские таджики.

Одним словом, политические группировки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии не столь едины, как кажется. И экстремисты, устраивающие террористические атаки, не всегда действуют единым фронтом. Белорусский политолог профессор Михаил Ермолицкий в беседе со мной высказал мнение, что под флагом террора очень часто преследуется ряд самых разновекторных целей. Появилось немало лидеров и группировок, которые под шумок реализуют свои личные амбиции. Их мотивы различны: религиозный фанатизм, экономическая выгода, озлобленность, жажда мести...

Самая большая опасность при этом заключается в том, что сегодня все эти деструктивные объединения стремительно объединяются под одним политическим брэндом — «Аль–Каида». Которая, впрочем, в последнее время уступает лидерство другой, не менее могущественной группировке — «Талибану».

На это обратил внимание пакистанский президент Первез Мушарраф, которого Запад упрекает в том, что Пакистан превратился в базу мирового терроризма. Выступая накануне в штаб–квартире Европейского союза в Брюсселе перед комитетом Европарламента по внешней политике, он прямо заявил, что нынешнее положение вещей в регионе — прямое следствие событий 26–летней давности, когда Пакистан, США и другие страны Запада активно поддерживали движение моджахедов против введенного контингента советских войск в Афганистане.

«Мы вместе запустили джихад (священную войну), привлекая моджахедов со всего мусульманского мира. Мы создали «Талибан», снабдили его оружием и пустили в Афганистан. А в 1989 г. все наши союзники покинули Пакистан, оставив нас с 30 тысячами вооруженных моджахедов и движением «Талибан» в придачу», — посетовал пакистанский лидер, добавив, что Пакистан потом «дорого заплатил» за свое членство в антисоветской коалиции.

Мушарраф отметил, что «Талибан» сейчас представляет намного большую угрозу странам Запада, нежели международная террористическая сеть «Аль–Каида».

И еще одна новость, которая заставит европейцев по–новому оценить «террористический фронт».

Испанские спецслужбы опубликовали интереснейшие детали последнего внутреннего отчета об эволюции джихада в Европе. В интервью местной «El Periodico» неназванный источник в спецслужбах сообщил, что сети террористов в стране вербуют в месяц в среднем трех потенциальных шахидов для совершения терактов–самоубийств в Ираке или трех боевиков для тренировок в лагерях в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Йемене и Сомали. Речь идет о «белых шахидах» — европейцах, принявших ислам...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter