ввп – в четыре раза!

Феноменальный долларовый прорыв России Заявление об удвоении внутреннего валового продукта страны к 2010 году, несомненно, было одним из самых удачных лозунгов российского президента – эти слова всем запомнились и сразу стали своего рода «визитной карточкой» В. Путина в экономике. После катастрофического падения отечественного производства в 1992–1998 годах многим казалось, что никакого стабильного и длительного роста в России, да еще на ежегодные 7 процентов, нет и быть не может: мол, не приспособлена «эта страна» к рынку и демократии. Идею «удвоения» с удовольствием критиковали и «слева», и «справа».

Как нам это удалось?
Между тем политическая ситуация в мире все эти годы складывалась таким образом, что цены на основной экспортный товар современной России, сырье и энергоносители, непрерывно росли, и на страну обрушилась настоящая лавина «нефтедолларов». В результате сложилась парадоксальная ситуация: официальные данные Роскомстата говорят о ежегодном росте отечественной экономики примерно на 6 процентов в год (впрочем, министр финансов А. Кудрин говорит о 6,8 процента). Тоже неплохие цифры, хотя до намеченного «удвоения» слегка и не дотягивают.
Зато в долларовом исчислении за 2000–2006 годы наш ВВП вырос почти в 4 раза: с 260 миллиардов до 984,6 миллиарда долларов! Для недоверчивых приведем такую вот таблицу1.
Прогноз объема ВВП на 2007 год – около 1,2 триллиона долларов. По этому показателю Россия обойдет Францию с Англией, выйдя с нынешнего десятого места в мире на восьмое. Так что разговоры о нашей стране как «экономическом карлике» стремительно устаревают.
Про доллары и попугаев
Спрашивается, почему же в таком случае наши власти не акцентируют внимание на столь грандиозном экономическом прорыве, не рапортуют публично насчет «догнать и перегнать»?
Возможных причин тому несколько.
Прежде всего в их ряду стоит назвать крайнюю неравномерность распределения «плодов успеха». Из-за того, что за наши нефть и газ сегодня на мировом рынке платят «сумасшедшие деньги», в стране стремительно растет число долларовых миллиардеров и миллионеров, повышаются все внутренние цены и тарифы. Но вот в кармане у простого россиянина по-прежнему негусто.
Так стоит ли тогда специально «педалировать» тему экономического роста? Ведь сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет – наоборот, появятся разного рода мучительные вопросы на темы социальной справедливости, среднего уровня жизни и тому подобное.
Не поэтому ли, кстати, российским официальным лицам законодательно запретили употреблять в речах слово «доллар» для оценки состояния нашей экономики и обязали все «считать» только в рублях?!
Если бы у нас все было настолько хорошо, как следует из цифр «голой статистики», жить и работать в России стремились бы, наверное, не только наши бывшие соотечественники по Союзу, но и многие граждане европейских и других экономически развитых стран.
Однако наплыва желающих переселиться к нам у дверей российских консульств в Италии, Великобритании, Франции, Германии или Испании что-то не наблюдается…
Но, похоже, есть и другая, куда менее очевидная причина столь загадочного «заговора молчания» вокруг наших успехов в деле удвоения, утроения и даже учетверения российского ВВП. И заключается она именно в «долларовом измерении» национальной и мировой экономики. Как говорил удав из старого детского мультфильма, «в попугаях-то я гораздо длиннее!». Получается, что российский ВВП в долларах растет гораздо быстрее, чем в рублях, – с учетом все еще достаточно высокой внутрироссийской инфляции.
А такое возможно лишь в том случае, если реально доллар обесценивается намного быстрее рубля.
Но и это само по себе было бы еще полбеды, хотя министр финансов РФ Алексей Кудрин сегодня не устает говорить об опасности чрезмерного укрепления курса нашей национальной валюты. Главная беда заключается совсем в ином.
Темпы роста российской экономики – самые высокие среди стран «большой восьмерки». То есть, даже оценивая экономики G8 в долларах, принимая их за неподвижную «точку отсчета», мы увидим, что экономика самых развитых и самых рыночных стран мира стагнирует, или, используя более понятные слова, находится в застое. Поскольку «растет» лишь на десятые доли процента. А если учитывать «свободное падение» доллара – то и вовсе в депрессии, кризисе.
И на российском фоне это станет не просто очевидным, а буквально бросающимся в глаза фактом. Видимо, именно поэтому феноменальный «долларовый рост» отечественного ВВП всячески и замалчивается.
К чему готовиться?
У читателя могут возникнуть законные вопросы: почему же на Западе нет никаких видимых признаков экономического застоя, а тем более – экономического кризиса? Почему никто не бьет тревогу по этому поводу? Не придумывает ли автор, что называется, себе и другим проблемы на ровном месте?
Рад был бы ошибаться, но, похоже, ответ на эти вопросы сегодня может быть только одним – пока поддержание там экономического и социального статус-кво достигается за счет невиданной ранее денежной эмиссии и роста долгов. Нынешний глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке даже получил прозвище Helicopter («Вертолет») за свою фразу о том, что дефляция недопустима, а доступ субъектов рынка к долларам должен быть таким же легким, как если бы их разбрасывали с вертолетов.
Рост совокупной (государственной, корпоративной и частной) задолженности США идет по экспоненте и, согласно ряду экспертных оценок, достиг уже астрономической планки в 40 триллионов долларов! Если представить себе эту сумму в виде стопки стодолларовых купюр, высота такой стопки составит около 120 тысяч километров – примерно треть расстояния от Земли до Луны. Конечно, вряд ли эта «лунная программа» Америки будет в конце концов завершена – трудно представить, что вся мировая экономическая система, не говоря уже о национальной экономике США, выдержит долговую нагрузку весом в 130 триллионов долларов.
Более того, исторический опыт и ХХ века, и предшествующих столетий свидетельствует, что выход из подобного рода кризисов, как правило, сопровождается крупными военными столкновениями – причем не по злой воле или недомыслию политиков, а по тем же системным причинам, по которым землетрясения снимают тектонические напряжения в земной коре.
Уже очень скоро мир, в котором мы живем и который знаем, может измениться до неузнаваемости. Поэтому не исключено, что нынешней российской элите, успевшей сначала в ельцинские годы «приватизировать» власть и собственность, а затем и привыкнуть к нефтегазовому процветанию, в самое ближайшее время предстоит переключаться, условно говоря, с японских суши на традиционные российские сухари. И утешать себя мыслью, что «бедность – не порок».
А уж нам-то, простым смертным, похоже, будет впору запасаться традиционным «антикризисным российским набором» из соли, мыла и спичек…

                                 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter