ВВП стучится в дом

В период кризиса растет сектор неформальной экономики

Потребительское поведение белорусов стало более осмотрительным

Если доходы снижаются, а продажи на потребительском рынке  падают, это вовсе не означает, что уровень жизни населения ухудшился. Сегодня многие с успехом находят дополнительную работу… на собственной кухне, дачном или приусадебном участке, таким образом увеличивая свои доходы. Один мой знакомый еще несколько месяцев назад говорил: «Зачем готовить еду дома, если за это время я заработаю больше, чем потрачу в ресторане?!». Недавно встретила его в гипермаркете с заполненной доверху тележкой продуктов: «Приходится осваивать азы кулинарного мастерства…».

Подпольная, секретная, скрытая, серая, теневая, нелегальная, незарегистрированная… Экономисты на сегодняшний день так и не договорились, как называть виды деятельности, с трудом поддающиеся официальным подсчетам. В методике Белстата фигурирует понятие «ненаблюдаемая экономика», которая разделена на три блока: скрытую, незаконную и неформальную. Первые два вида для удобства объединили в категорию «теневая экономика» — это любая деятельность, которая запрещена законом, или доходы, которые незаконно скрываются от налогообложения и других обязательных платежей. Для нас представляет интерес неформальная экономика — ее блага производят домашние хозяйства для собственного конечного потребления или для других потребителей, но без оформления отношений купли-продажи. Под эту категорию, если задуматься, попадают очень многие виды работ — от элементарного приготовления ужина хозяйкой до ремонта квартиры собственными силами или с привлечением хороших знакомых. Всплески активности домашних хозяйств как раз и приходятся на такие времена, когда официальная экономика демонстрирует спад, что в немалой степени компенсирует падение денежных доходов.

Первые симптомы роста неформального сегмента — редкие покупатели у прилавков с полуфабрикатами, полупустые кафе и рестораны, оказавшиеся не у дел строители-шабашники… Социологи отмечают: в последнее время интерес к ведению натурального хозяйства, несколько поостывший после производственного подъема, вновь возрождается. Это косвенно подтверждают и популярные в последнее время опросы на тему «Как сэкономить во время кризиса?». В Беларуси их проводят реже, чем, например, в России или Украине, но результаты получаются практически одинаковые. Так, в конце февраля — начале марта лаборатория «Новак» задала белорусам этот вопрос и выяснила, что 45 % опрошенных готовы сокращать свои расходы за счет продуктов питания, 39 % согласны экономить на приобретении одежды и обуви, 25 % — на досуге и развлечениях.

Сокращая расходы на еду, большинство потребителей вряд ли садятся на строгую диету. Видимо, речь идет о корректировке подхода к созданию продовольственных запасов, покупке более дешевых и простых продуктов, увеличению времени и сил на их приготовление. Конечно, к полной натурализации хозяйства мы не придем, но чищенная картошка в вакуумной упаковке, продаваемая в магазине, похоже, еще долгое время будет оставаться для белорусов сродни экзотике. И вся ее добавленная стоимость будет производиться на самых обычных кухнях, которые, кстати, суммарно обладают серьезным производственным потенциалом. Само понятие «домашнее хозяйство» нередко используется в связи с какими-то советами по обустройству и ведению быта, организации семейного досуга… Для экономической теории это один из трех субъектов, создающих наряду с государством и предприятиями валовой национальный продукт. По некоторым оценкам, в развивающихся странах доля домохозяйств в пироге ВВП может составлять до 25—50 % (в развитых странах — значительно меньше). Подобная индивидуальная активность замедляет «оборот денег в природе», приводит к снижению темпов роста официальной экономики, что отрицательно сказывается на доходах самих домашних хозяйств и подталкивает их к еще большим трудовым подвигам. Однако на период, когда нужно переждать и продержаться, «производство в быту» — не самый худший вариант.

Рассуждая о снижении зарплат, многие нередко забывают о том, что это лишь часть доходов населения, едва превышающая их половину. Остальное — социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы от собственности, прочие поступления (в т.ч. от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Какими статистическими выкладками выражается стремление наших граждан сэкономить на еде? Как сообщает Белстат, общепит после падения в начале года несколько укрепил свои позиции — его оборот в феврале вырос на 3,6 % к предшествующему месяцу, в марте — на 4,7 %. Но в целом в январе — марте белорусы стали реже заходить в кафе и рестораны и оставили там на 14,3 % меньше денег, чем в октябре — декабре 2008-го. Недосчитались выручки и продовольственные магазины: их оборот в первом квартале текущего года по сравнению с последним 2008-го упал на 13,9 %. Но если в январе белорусы сумели, видимо, продержаться на праздничных запасах — было куплено продуктов на 20,2 % меньше, чем в декабре прошлого года, то февральские продажи к январю упали не столь значительно — на 4,2 %, а уже в марте стали расти  на 9,5 % к предыдущему месяцу.

Однако падение товарооборота не обязательно свидетельствует о падении уровня жизни или ухудшении рациона. Просто потребительское поведение стало более осмотрительным. А экономить в разумных пределах — не грех. Как и готовить на собственной кухне. Впрочем, кулинарные предпочтения определяются не только толщиной кошелька, но и традициями. Американцы привыкли до бесконечности жевать фаст-фуды и готовить полуфабрикаты в микроволновке. На эту особенность населения ориентируется и торговля, переполненная «заморозками», «вакуумом» и тому подобным. А,  например, в  Венгрии обожают домашние блюда. У самой плохой мадьярской хозяйки на кухне обязательно найдется как минимум с полсотни различных специй, а у хорошей — 250—300.  В любом супермаркете найдешь свежую говяжью вырезку, аппетитный свиной филей, свежайшую гусиную печень. Венгры беднее американцев, но живут вкуснее. Умеют они получать повседневные удовольствия, и кулинария тут стоит не на последнем месте. Конечно, приятней, когда доходы растут, а не топчутся на месте или дают задний ход. Но откат зарплат — явление временное и фрагментарное. И это не повод отказывать себе в маленьких удовольствиях. Может, и неприятен вынужденный выходной, но ВВП можно увеличить и дома… Пока ситуация позволяет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter