Коллегия ЕЭК призвала Россию соблюдать Договор о ЕАЭС

Ввозить нельзя запретить

Из последних новостей, которые привнесли оживление в белорусскую молочную отрасль, — Россия отменила временные ограничения на ввоз продукции волковысского ОАО «Беллакт». Но как утверждают сами молочники, это еще ничего не значит и не дает никаких гарантий в завтрашнем дне. Вспомнить хотя бы качели с Пружанским молочным комбинатом, когда запрет на поставку продукции ввели спустя четыре дня после отмены ограничений. Подобные действия не только среди белорусов вызывают недоумение. Коллегия ЕЭК не менее возмущена и потребовала от России соблюдать Договор о ЕАЭС.



Вопрос о правомерности ограничений на поставку белорусской молочки на заседании Коллегии ЕЭК поднимается не впервые. Последний раз — в ноябре минувшего года. Тогда так же, как и сейчас, озвучили требование об устранении торговых барьеров в пределах ЕАЭС. Тем более что есть документ, регламентирующий отношения стран — участниц Союза — Договор о ЕАЭС. В частности, пункт 2 статьи 53. В соответствии с ним государства должны обеспечить на своей территории свободное обращение продукции. Единственное условие, она должна производиться в сответствии с принятыми стандартами качества и безопасности пищевой продукции. И точка. 

Но российская сторона упрямо продолжает настаивать: мол, в молоке выявлено нативное содержание нитратов. Такая продукция небезопасна для потребителей и таит в себе потенциальные негативные последствия. Допустим, Россельхознадзор прав, демонстративно игнорируя требования ЕЭК. Тогда как объяснить факт, что белорусские молочные предприятия качество продукции гарантируют не на словах — на то имеются сертификаты соответствия. К тому же крупнейшие наши предприятия имеют выход на европейский рынок. 

Конечно, в чужом глазу легче разглядеть несуществующую пылинку и, раздув ее до вселенских масштабов, вынести на всеобщее обозрение, обсуждение и даже порицание. Странно только, почему бревно в собственном глазу не мешает. В прошлом году Роскачество проверило популярные российские торговые марки молока и оказалось, что каждая третья бутылка — фальсификат. Даже крупные производители без зазрения совести добавляли растительный жир и сухое молоко, чтобы нарастить объемы производства и рентабельность. Последние исследования творога, сливочного масла и молока поставили перед фактом: нормам соответствуют 28 из 73, 53 из 82 и 72 из 90 марок соответственно.

Вот вам и причина неугасаемого ажиотажа вокруг нашей молочки  — высокое качество при достаточно низкой стоимости, что резко снижает конкурентоспособность российских производителей. Вся соль в том, что российский рынок захватила не столько конкурентоспособная белорусская молочка, сколько дешевый и доступный фальсификат. Задумайтесь: в 2017-м Россия импортировала 891 тысячу тонн пальмового масла, а в прошлом году его объем вырос почти на 20 процентов. Кстати, именно на растущие объемы поставок, заметьте, растительных жиров, а не белорусского молока, в прошлом году Минсельхозу пожаловались представители российского молочного бизнеса: дескать, если так будет продолжаться и дальше, то добросовестные производители станут работать себе в убыток. Они же внесли предложения о введении квот на импорт пальмового масла на всей территории ЕАЭС. Но, похоже, воз и ныне там. Значит, кому-то это выгодно.

Но вернемся к конкуренции. В Договоре о ЕАЭС есть еще одна интересная статья — 51-я, которая также не соблюдается Россельхознадзором. В ней указано, что недопустимо ограничение конкуренции при осуществлении оценки соответствия. Кроме того, органы по надзору должны быть независимыми от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. Но даже если опустить все обстоятельства и принять тот факт, что российская индустрия однажды добьется своего и выживет Беларусь со своего рынка, сможет ли молочная отрасль соседской страны стать конкурентоспособной? Из года в год растущие поставки заменителей растительных жиров позволяют сказать уверенное «нет». Если производство уже идет по накатанной и легкой схеме прибыльности, перестроиться будет не так-то просто. А вот Россельхознадзору придется ломать голову над очередными громкими заявлениями, чтобы отвлечь от главного — вовсе не белорусские предприятия виноваты в бедственном положении их молочной отрасли. 

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter