Ввоз с заблаговременным оповещением

В 2012 году об импорте на территорию Таможенного союза нужно будет сообщать предварительно...  

В 2012 году об импорте на территорию Таможенного союза нужно будет сообщать предварительно 

По скорости прохождения товаров через границу зачастую поставщики судят не только о работе таможенной службы, но и об имидже всей страны. Перевозчики не скрывают: белорусская таможня на месте не стоит, постоянно развивается. Уже сегодня законодательство в этой сфере соответствует международным стандартам, благодаря чему объемы транзита товаров через территорию страны из года в год увеличиваются. Так, если в 2001 году через Беларусь железнодорожным и автотранспортом перевезли 27 млн. тонн грузов и 5,8 млн. тонн соответственно, то уже по итогам 2010 года эти показатели составили 45 млн. тонн и 12,5 млн. тонн. Увеличилось и количество транзитных перевозок. Если к августу 2006 года их было 38 тыс., то спустя пять лет показатель вырос до 81 тыс.

В Государственном таможенном комитете сегодня констатируют увеличение объемов поступлений в казну. С начала года она за счет таможни пополнилась более чем на Br 14 трлн., что на Br 2 трлн. больше, чем за весь прошлый год. В целом же начиная с 2001 года поступления в госбюджет в белорусских рублях выросли в 18 раз, в валюте — в 8,5 раза. «Прирост обеспечен эффективным контролем за взысканием таможенных платежей, правильной классификацией товаров, заявленной таможенной стоимостью, совершенствованием таможенного законодательства. Оно сегодня актуализируется с учетом экономических преобразований внутри государства и на интеграционном поле, международной практики регулирования в области таможенного дела», — поясняет заместитель председателя Государственного таможенного комитета Сергей Борисюк.

Дальнейшему развитию таможенной службы будет способствовать модернизация. В частности, широкое применение получит так называемая электронная таможня. Сегодня около 90 % всех экспортных поставок и 40 % от импорта оформляются с применением электронного декларирования. И уже можно говорить о результатах: сократились не только финансовые расходы предприятий, но и время таможенного оформления. Так, фуры экспортеров держат на границе всего 4 минуты, если документы принимаются в «цифре», и порядка 40 минут — если по старинке в печатном виде. При импорте товара оформление занимает 1,5 часа вместо 2,5 часа. Однако это не значит, что если все субъекты хозяйствования массово перейдут на электронные формы, то таможенный пост они будут пересекать быстрее. К примеру, Минский район — место концентрации основных импортных потоков, для которых предусматривается проведение дополнительных операций контроля, включая как «физический» досмотр, так и наблюдение за соответствием заявленной таможенной стоимости. В таких случаях процедура электронного декларирования приостанавливается и информацию необходимо предоставить на бумаге.

Внедрена также система анализа и управления рисками — один из элементов создаваемой «невидимой» таможни. Начиная с 2002 года объемы физического контроля снизились в 5 раз, при этом в 8 раз возросла эффективность досмотров. В работе с деловым сообществом за основу взят принцип доверия, а именно — утвержден институт добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, в состав которого входит 640 белорусских организаций и фирм.

В 2009 году во всех таможнях введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система электронного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу. Это позволяет сосредоточить внимание на  контроле товаров, не соответствую-щих таможенным критериям безопасности поставок. «В 2011 году таможенные операции в отношении 30 товаров осуществлялись именно с использованием информации, поступавшей к нам до при­бытия. При этом время нахождения на границе таких товаров было сокращено до 1,5 часа, — рассказывает Сергей Борисюк. — В 2012 году совместно с таможенными службами России и Казахстана, предположительно, выйдем на обязательное представление предварительной информации до ввоза товаров на территорию Таможенного союза».

Структуру комиссии Таможенного союза, к слову, планируют изменить. Если раньше в нее входили вице-премьеры трех стран, то теперь, как ожидается, будет создана постоянно действующая коллегия, в состав которой войдут представители от каждого государства. Идет работа и по подготовке предложений государств ТС по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. «Мы получили предложения от российских и казах­ских коллег, направили их по министерствам и ведомствам и до конца месяца сформулируем общую позицию, — говорит начальник Правового управления ГТК Александр Адерейко. — На очередной встрече таможенных органов трех стран изменения и дополнения в Таможенный кодекс будут обсуждаться». Кроме того, национальное законодательство будет приведено в соответствие с законодательством Таможенного союза. ГТК создал рабочую группу по подготовке проекта закона Беларуси о таможенном регулировании. Как ожидается, в мае 2012 года он должен быть внесен в правительство.  

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter