Бобруйчане соорудили двухэтажный плот и уже несколько лет сплавляются на нем по Березине

Вверх по течению

Люди бывают разные: кого-то манят горные вершины, кого-то тянет в небо, а кто-то жизни не представляет без воды. Бобруйчанин Владимир Передня — из числа последних. Заядлый рыбак, он с детства очень много времени проводил на воде. Когда вырос, обзавелся моторной лодкой. А несколько лет назад с друзьями соорудил свой собственный плот. Теперь на нем сплавляется по рекам. На борт — прокатиться — берет всех желающих. А их немало. Стоит загорающим на берегу увидеть необычное сооружение, тут же машут руками, просят взять их “эх, прокатиться”. Владимир не отказывает. И денег с “туристов” не берет. Говорит, прогулки на плоту для него — удовольствие, отдушина... Только здесь, на реке, можно отрешиться от мирской суеты, зарядиться энергией и понять, что в вечном цейтноте мы просто не замечаем, как прекрасен этот мир, наша природа...


Идею построить плот 32-летний Владимир вынашивал давно. Однажды поделился ею с другом Виталием Соболевским. Тот загорелся тоже. На помощь позвали еще нескольких ребят. Впятером за две недели соорудили деревянную конструкцию размером 4 на 6 метров. Владимир вспоминает:

— Мы с женой Ириной и шестилетней дочкой Варей живем в частном доме, вот по вечерам после работы и собирались с приятелями у нас на заднем дворе: пилили, строгали, скрепляли. Площадку закрепили на 12 пластиковых бочках, каждая емкостью по 220 литров. То, что получилось, впечатлило. И мы решили — пора плот опробовать. Разобрали его, погрузили в фуру, поехали в Бобруйский район. Там, у деревни Василевка, что километрах в 30 от города, был удобный спуск к Березине. Часа за 2 плот собрали и впервые сплавились по реке. Восторг неописуемый!

Со временем, впрочем, осознали — плавсредство надо усовершенствовать. На плоту появился закуток типа кухоньки, где можно кашеварить, ящики для снастей, одежды, тент, защищающий от дождя. Подрос плот и в ширину — стал уже 6 на 5 метров, и в высоту: мужики пристроили еще один этаж. Объяснили: “Чтобы наши жены и дети могли там с комфортом отдыхать, загорать и любоваться окрестностями”. По центру, внизу, на “брюхе” плота, закрепили еще ряд бочек, чтобы не провисал. Владимир рассказывает:

— Пришлось его укрепить дополнительно, когда поняли, что очень много желающих сплавиться с нами по реке. Обычно мы ходили компанией — 5—6 друзей. По выходным брали жен с детьми, и тогда на плоту было уже человек 15. Но как-то один из приятелей решил отметить на реке свой день рождения и пригласил 25 человек! Стало заметно, что наше сооружение от такой нагрузки провисает. Опять же, незнакомые люди — отдыхающие на пляжах, мимо которых мы курсируем, часто на борт просятся. Поднимаем...

Чтобы их плот был заметен и узнаваем, бобруйчане повесили флаги и вывеску с именем судна. Кто придумал такое необычное имя, они сегодня уже и не вспомнят. А называется плот “Борзый”. Интересуюсь у Владимира:

— Это чтобы судно было удачливым, обходило все мели?

Передня улыбается в ответ:

— Бывало, что садились на мель. Плот ведь плывет круглые сутки, на ночь мы не пришвартовываемся. Как-то сплавились километрах в 130 от Бобруйска, за Борисовом. День и ночь плыли — мы тогда пошли в семидневку по Березине, — а на рассвете, проснувшись, я осознал, что мы давно и прочно сидим “пузом” на песке. Пришлось будить команду, толкать плот... В тот раз вытолкали быстро, а вот в 60 километрах от Бобруйска однажды туго пришлось. Мы знали, что там — огромный залив, рассчитывали, что с легкостью пройдем вниз по течению. Собрали плот, спустили на воду, а тут нам навстречу мужик местный. Увидел конструкцию объемную, за голову схватился: “Куда вы, хлопцы? Там по течению такая мелкота, что мне лодку на руках приходится несколько метров тащить. А вы такую махину как потянете?” Плот весит около тонны, нас было пятеро. И перетащить его, конечно, оказалось непросто. Но нас трудности не пугают, а только закаляют. Справились и сплавились дальше. Не пожалели. Нам такие места красивейшие открылись, даже не подозревали, что наша природа так богата...


Чтобы их плот был заметен и узнаваем, бобруйчане повесили флаги и вывеску с именем судна. Кто придумал такое необычное имя, они сегодня уже и не вспомнят.

На борт мужчины разных профессий — Владимир, например, работает в автосервисе — берут не только удочки и съестное, но и гитару. По вечерам поют, любуются местными достопримечательностями. Супруга Владимира 31-летняя Ирина рассказывает:

— На рассвете к воде напиться животные приходят. Косуль видели. Бобров встречали. Дикие утки нас вообще не боятся. Плот идет бесшумно, они рядом плавают, руку протяни — схватишь. Мы, конечно, этого не делаем, никого не пугаем. Просто любуемся живой природой. Пока ходили по рекам, много видели красивого. В одной из отвесных скал в высокий печатный берег была впечатана деревянная дверь. Оказалось, очень давно кто-то из местных жителей прямо в речном обрыве соорудил... баню! А еще видели огромные шалаши, тоже очень старые.

Супруги “речных королей”, впрочем, в длительные походы с мужьями не ходят. Признаются — романтика романтикой, а им с детьми нужна “зона комфорта”. Мужчины же уходят в плавание дней на 7—10 раза 3—4 в сезон. Передня объясняет:

— На нашем судне нет ни капитана, ни штурмана, нет разделения обязанностей. Все делаем вместе. Готовим не только уху, хотя рыбачить любим все. Самый крупный улов — 6-килограммовый красавец сом. Еще жарим шашлык, варим картошку, готовим плов... За кока у нас тот, кто с вечера проиграл... в нарды.

“Речники” из Бобруйска констатируют: реки в последнее время заметно обмелели, так что они всегда берут с собой моторную лодку — если приходится плот тянуть. А еще не скрывают: после длительного речного путешествия они еще минимум сутки отходят. Говорят, “морская болезнь” дает о себе знать и на реке. Правда, мутит и качает, когда уже спускаешься на землю.

В этом году по Березине Владимир Передня с товарищами собирается сплавиться еще раз. И — закрыть сезон. Есть у бобруйчан задумка в будущем пойти и по другим рекам. Например, порыбачить и отдохнуть на Волге.

Сплав на плоту, впрочем, удовольствие не из дешевых. Однажды плот сильно закрутило — попал в водоворот, вытягивали моторкой, спалили немало бензина. Лодкой они вообще пользуются часто, если надо побыстрее вывести плот на другой участок реки. Дня за 4 уходит литров 60 бензина. А ведь плот еще надо из Бобруйска километров за 60—120 на фуре везти туда и обратно, чтобы сплавить в нужном месте. Опять же, у каждого из тех, кто поднимается на борт, должен быть спасательный жилет. Но ставить речные прогулки на поток, катать желающих на платной основе, Владимир не планирует. Говорит, для него это не бизнес, а отдых для души. А незнакомых людей он на своем плоту и так катает. Бесплатно.

КОМПЕТЕНТНО

Госинспектор Могилевского участка государственной инспекции по маломерным судам Сергей Микалуцкий:

— Только на нашем участке, а он включает 11 районов Могилевщины, зарегистрировано 3 тысячи 261 гребное судно (это — с веслами), 1 тысяча 397 маломерных судов с мотором мощностью от 5 до 30 лошадиных сил, 108 — свыше 30 лошадиных сил, включая катера, 46 гидроциклов. Регистрация их обязательна. Цена опять же разнится в зависимости от того, лодку с веслами или большой катер будете спускать на воду. Регистрация гребной лодки обойдется в 25 рублей, катера — примерно в 54 рубля, а дороже всего — гидроцикла — около 57 рублей. Если человек пользуется незарегистрированным плавсредством, ему грозит штраф — от 10 до 15 базовых.

А вот плоты регистрации не подлежат. Хотя и к ним есть требования: плот должен быть оборудован по периметру защитным бортиком, а все те, кто выходит на нем в открытое плавание, обязаны иметь при себе спасательные жилеты.

Фото Анны Сушковой
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter