Вверх по Припяти,

ПОЛЕСЬЕ… Удивительный, уникальный край Беларуси. Его украшение — природа — непроходимые болота, пойма Припяти, заливные луга; и коренные жители — полешуки, их самобытный уклад жизни, особенный, если хотите, характер. Вообще, настоящий рай для рыбака, охотника, туриста и… профессиональная удача для журналиста. В последний раз в командировке по Полесскому краю мне довелось быть полгода назад. В январе вместе с заместителем Петриковского райисполкома Виталием Пилером мы оценивали первые плоды реализации Госпрограммы развития Припятского Полесья на 2010—2015 годы. Тему эту решили продолжить, только уже в русле развития туризма и культуры в регионе. Найдя поддержку в местном исполкоме, я незамедлительно выехала на место, с радостью покинув «прожаренную» июньским солнцем столицу…

или Как корреспондент «БН» умудрилась за день проехать по диагонали весь Петриковский район и открыть уникальные культурно-туристические жемчужины.

ПОЛЕСЬЕ… Удивительный, уникальный край Беларуси. Его украшение — природа — непроходимые болота, пойма Припяти, заливные луга; и коренные жители — полешуки, их самобытный уклад жизни, особенный, если хотите, характер. Вообще, настоящий рай для рыбака, охотника, туриста и… профессиональная удача для журналиста. В последний раз в командировке по Полесскому краю мне довелось быть полгода назад. В январе вместе с заместителем Петриковского райисполкома Виталием Пилером мы оценивали первые плоды реализации Госпрограммы развития Припятского Полесья на 2010—2015 годы. Тему эту решили продолжить, только уже в русле развития туризма и культуры в регионе. Найдя поддержку в местном исполкоме, я незамедлительно выехала на место, с радостью покинув «прожаренную» июньским солнцем столицу…

 I. Лясковичский феномен и брендовый зов пойменной экономики

— Вы, наверное, Татьяна? — остановила меня у входа в райисполком стройная темноволосая женщина лет тридцати. — А мы вас ждали. Вы уж извините, что вопрос в лоб. Просто городок у нас маленький, практически каждого в лицо знаешь. Меня зовут Светлана Блинец, главный специалист отдела идеологической работы. А вас, вообще, что в такую даль принесло?

— Госпрограмма развития Припятского Полесья, ее реализация. Необходимо разработать маршрут. Определить план хочу с председателем райисполкома, — отрапортовала я. Уже через несколько минут мы оказались в приемной Александра Пинчука.

— Если брать туризм и культуру, то есть то, что вы хотите, то придется по диагонали проехать весь район, — взвешенно рассудил председатель. Он встал с места, подошел к карте и провел линию от Лясковичей до Кошевичей. — Все это почти девяносто километров в одну сторону. Осилите?

Мы со Светланой переглянулись, она кивнула, и мы распрощались с председателем. «А короче маршрут нельзя было разработать? Вот уж эти столичные корреспонденты!» — выдохнула моя раздосадованная сопровождающая, ибо планы сулили ей возиться со мной целый день.

Объект номер один — Лясковичи. От Петрикова — 25 километров. С недавнего времени селение  — особенная гордость этого полесского района: здесь находится центральный офис Национального парка «Припятский», шикарный гостиничный комплекс, крепкое хозяйство, здесь родился и уникальный фестиваль «Зов Полесья», аккумулирующий в себе красоту местной природы, традиции и быт коренных жителей… Совсем скоро в Лясковичах появится еще одна изюминка — крупнейший в Беларуси Музей природы.

За исчерпывающим комментарием по этому вопросу мы решили обратиться к генеральному директору Нацпарка Степану Бамбизе. Степан Николаевич побеседовать согласился, но  вначале предложил пройтись по деревне, осмотреть окрестности. В нашем распоряжении было целых полтора часа.

В Лясковичах я была впервые. Передо мной открылась совершенно современная европейская деревня с новенькими домами, зданиями соцкультбыта, идеально ровным асфальтом, ухоженными газонами, клумбами, окрашенными бордюрами. Приятное удивление, ибо такой развитой инфраструктуре позавидовали бы многие райцентры и европейские деревни! Такие селения, бесспорно, нужно показывать туристам, а привлечь этот контингент можно чем? Инфраструктурой — она в Лясковичах создана, и природой — это условие тоже выполняется: деревня стоит в живописнейшем месте на берегу Припяти.

Там же появилось здание упомянутого выше Музея природы. Первым делом в глаза бросается даже не то, что на прилегающей территории припаркована строительная техника и лежит стройматериал, а необыкновенно сложная — модерновая — архитектура здания. С виду это несколько усеченных цилиндров, соединенных воедино с пристроенным флигелем.

— Проект не из легких, — комментирует мастер генподрядной организации из Мозыря ОДО «Трансстрой» Сергей Тороп. — Свою миссию здесь мы уже завершаем: осталась только внутренняя отделка. А строиться начинали ведь только в мае 2010 года. В конце августа в Лясковичах пройдет второй фестиваль «Зов Полесья», и до этого времени в эксплуатацию должен быть введен первый этаж музея. Совсем скоро мы уступим здание художникам, которые и доведут проект до конца.

Сергей Тороп делает для нас со Светланой краткую экскурсию по зданию. Когда заходишь в него, в воздухе, как непрозрачное полотно, висит пыль, приторно пахнет краской, штукатуркой и чем-то еще. Лестницы без перил, внутри стоят строительные леса, снуют, как муравьи, рабочие. У парадного входа под ногами лежит керамическая плитка, но странно — с какими-то пустотами.

— Материала, что ли, не хватило? — провоцирую своего собеседника.

— Нет! Это дизайнерский ход, — парирует Сергей Владимирович. — На месте пустых пока зигзагообразных линий будет лежать удивительного цвета плитка, которая в совокупности даст «портрет» Припяти с притоками. Вот представьте, заходите — а здесь река под ногами течет. Голову поднимаете — а на потолке небо синее-синее. Задумка такая. Вообще, много чего планируется здесь сделать — аквариум, лекторный и экспозиционные залы. Но всех секретов раскрывать не буду, да и планы могут корректироваться, ибо в нынешних ценах меняется стоимость объекта. На его строительство уже потрачено почти девять миллиардов рублей.

Посетив музей, мы со Светланой к назначенному времени явились в приемную к генеральному директору «Припятского». Степан Бамбиза ожидал нас.

— Музей успели осмотреть? — поинтересовался Степан Николаевич.

— Да. Здание, конечно, впечатляет. Чем же наполнится оно к открытию?

— Наш музей — это рассказ о природных комплексах, которые существуют в Национальном парке, и быте местных жителей — полешуков. О всех новшествах рассказывать не стану — приезжайте на «Зов Полесья» и все увидите своими глазами. К слову, к будущему фестивалю мы делаем также площадку для города мастеров на другой стороне реки. Туда можно будет попасть через мостик прямо от музея, — Степан Бамбиза находит на рабочем столе проект здания и площадки, показывает, что и где будет располагаться. — Торговые ряды в городе мастеров будут действовать постоянно. У умельцев можно взять мастер-класс: впитать азы какого-либо традиционного ремесла. Благодаря строительству данной площадки фестивальные объекты распложаться более компактно.

— И только этим фестиваль 2011года будет отличаться от своего предшественника?

— Нет. В первую очередь количеством участников. Признаться, прошлый фестиваль удался. Тогда в Лясковичах побывало почти десять тысяч человек, причем только артистов было около девяти сотен. Многие уже сегодня звонят и просятся на фестиваль. Переговоры ведутся с делегациями из России, Польши, Молдовы, стран Прибалтики. В этом году мы сделаем больший акцент на традиции. Проведем расширенную научно-практическую конференцию по этой теме. Конечно же будет много развлечений: торговые ряды, дискотеки, конкурсы народных песен, творчества и многое другое.

Пока прошло только несколько заседаний оргкомитета, и концепция второго «Зова Полесья» еще формируется. Фэст априори — это огромный толчок к развитию Лясковичей как агрогородка. В части сельхозпроизводства здесь есть, например, довольно крепкое хозяйство, структурное подразделение Национального парка «Припятский». Создано оно путем объединения четырех бывших колхозов — по правой и левой стороне Припяти. А по показателям Лясковичи — из лучших в районе.

— В конце июля будет введена в эксплуатацию роботизированная молочнотоварная ферма на пятьсот голов, — добавляет Степан Бамбиза. — Планируем завезти также около тысячи голов КРС мясных пород. Они будут выпасаться в пойме Припяти, как это было в незапамятные времена у полешуков. Таким образом, на пойме реки в радиусе шестидесяти километров сложился определенный природный комплекс, где регулярно убирались травы, а когда приходила вода, не было ни засухи, ни гниения трав. А так у местного населения скота почти нет — и река начинает зарастать. Поэтому и приобретаем КРС мясных пород — специально готовим два комплекса. Это одна из очень полезных программ, которая связана и с природой, и с экономикой.

Национальный парк активно занимается также вопросами лесопользования: ведутся лесовосстановительные работы и перерабатывается сырье. Здесь выпускают паркет, доску для пола, вагонку. Предприятие экспортонаправленное: продукция идет в страны Европы, России, а также в Азербайджан, Казахстан.

Природоохранная деятельность и туризм, кроме прочего, остаются на первом месте для «Припятского». И здесь одна из изюминок — белорусское сафари — Парк диких животных. Это определенная зона на территории парка, куда за счет подкормки подтянули аборигенные виды диких животных: зубра, лося, оленя, дикого кабана, косулю, лань, рысь…

— Скажу прямо, с открытием сафари нам удалось увеличить «экскурсионку», то есть притянуть туриста, — поясняет Степан Бамбиза. — По  этому показателю мы ежегодно плюсуем на двести процентов. Но это еще не предел, нужно раскручивать наш бренд. Как образцы — Беловежская пуща, Нарочь, Браславы. Но у нас природный комплекс несравним ни с одним из национальных парков. И этим, согласитесь, нужно пользоваться. По госпрограмме Припятское Полесье мы запланировали восстановить старинную усадьбу Киневичей, что недалеко от Лясковичей. Там находится уникальный парк, похожий на Лошицкий в Минске. Есть идея возвести там и туристический комплекс, но пока проект приостановлен. Со следующего года начнем реконструкцию зданий под гостиницы в Турове. В нашей ситуации надо прилагать все усилия, чтобы развивать для туризма инфраструктуру.

Ну как тут не согласиться со Степаном Бамбизой! Уникальные леса, пойменные дубравы, старицы и протоки — да, всю эту красоту лучше один раз увидеть, чем сто раз про нее услышать. Но для этого нужны подходящие условия, комфорт, сервис. Все это в Лясковичах есть.

— Сюда на работу ездят даже жители Петрикова, — замечает моя сопровождающая Светлана. — Это, я бы сказала, даже совсем необычный агрогородок. Лясковичи — деревня-куколка — настоящая визитная карточка района. Побольше бы таких! Кстати, дальше наш маршрут проходит через хозяйство, которое только-только вливается в туристический бизнес. Нужно ехать: отсюда сорок километров.

Татьяна УСКОВА, «БН»

НА СНИМКЕ: генеральный директор Национального парка «Припятский» Степан БАМБИЗА показывает проект будущей площадки для Города мастеров, которая откроется уже на втором фестивале «Зов Полесья»; здание Музея природы в Лясковичах в стадии завершения.

Фото автора

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter