Рост валютной выручки и положительное сальдо: как развивается транспортно-логистический комплекс страны

Вверх по экспортной дуге

Благодаря своему географическому положению Беларусь — транзитное государство. Поэтому развитый транспортный комплекс и разветвленная система дорожного хозяйства вносят существенный вклад в развитие экономики страны. В прошлом году доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте превысила пять процентов, а транспортные услуги формируют более 40 процентов общего объема экспорта услуг страны. Только экспорт услуг в сфере международных автоперевозок за десять месяцев этого года составил почти полтора миллиарда долларов. А это — второе место после информационно-коммуникационных услуг. Какие дальнейшие перспективы для развития у транспортно-логистического комплекса страны, узнал корреспондент «Р».


Достойный результат

Находясь на пересечении границ Евразийского экономического союза и Европейского союза, Беларусь выступает в качестве узловой платформы Экономического пояса Шелкового пути. Кратчайшая дорога между портами Балтийского и Черного морей также пролегает через нашу страну. В этой связи одним из национальных приоритетов является развитие транспорт­но-логистического комплекса, включающее в себя дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, повышение эффективности использования объектов транспортной отрасли, максимальную цифровизацию бизнес-процессов. Этим и обусловлен регулярный рост валютной выручки от экспорта транспорт­но-логистических услуг и положительное сальдо. Несмотря на непростую ситуацию на внешнем контуре, транспортно-логистический комплекс страны работает успешно, констатирует министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко:


— Основной показатель эффективности работы транспортного комплекса — экспорт транспортных услуг. Он за 10 месяцев 2021 года составил 119,7 процентов к уровню прошлого года. В принципе, мы ожидаем, что положительная динамика сохранится до конца года. Поэтому, если говорить в цифрах, то год достаточно неплохой для работы отрасли. В сфере грузоперевозок в лидерах — международные автомобильные перевозки. Также хорошая динамика в сфере железнодорожных перевозок. Если говорить об авиационном транспорте, то мы сегодня сосредоточились на работе на восточном и южном направлениях. С сентября фактически сняли ограничения с Российской Федерацией по перелетам. Поэтому это основной рынок, на котором мы сегодня работаем и пытаемся закрепиться. Контейнерные перевозки в направлении Запад — Китай показывают хорошую динамику. У нас 30—40 процентов рост по таким перевозкам, и не сомневаюсь, что динамика сохранится.

Прогноз на следующий год у министра Алексея Авраменко — оптимистичный.

— Что касается целей и ориентиров на следующий год, то мы определили критерии работы по ключевым показателям. Мы ожидаем, что продолжится рост экспорта транспортных услуг и дальнейшее восстановление пассажиропотока. Надеемся, что ситуация станет выравниваться.

Экспорт услуг в сфере международных автоперевозок за десять месяцев этого года составил почти полтора миллиарда долларов.

Комплексный подход

В стране уже сегодня создана эффективная транспортно-логистическая система, которая предоставляет бизнесу широкие возможности. Быстрыми темпами развивается сервис контейнерных перевозок. Только в прошлом непростом для транзитных перевозок году Белорусская железная дорога перевезла более миллиона контейнеров. В том числе в рамках совместного проекта с железными дорогами России и Казахстана по организации контейнерных перевозок в сообщении Китай — Европа — Китай.

Успешно работают 58 логистических центров, из них 18 мультимодальных — с возможностью комбинировать авто-, авиа- и железнодорожные перевозки. Крупнейший игрок на рынке — предприятие «Белтаможсервис». Его работа основывается на созданной логистической системе с функциями 3PL-оператора, применением новейших IT-технологий, использованием развитой торговой и складской инфраструктуры во всех регионах страны, а также собственного подвижного парка. Оно имеет статус таможенного представителя, таможенного перевозчика, является биржевым брокером на Белорусской универсальной товарной бирже, авторизированным государственным агентом авиационных перевозок, агентом компании «Белгосстрах». Кроме того, предприятие является национальным оператором системы отслеживания международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств, национальным гарантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, единственным оператором системы Tax Free в стране.


Но его главное преимущество — собственные современные транспортно-логистические центры со складами класса «А» во всех регионах страны, в том числе оборудованные железнодорожными подъездными путями и контейнерными площадками, рассказала первый заместитель генерального директора РУП «Белтаможсервис» Елена Скрипчик:

— Сегодня в транспортно-логистической цепочке страны наше предприятие играет одну из ключевых ролей. Мы выстраиваем полную логистическую цепочку — от первой до последней мили. При этом используем все виды транспорта — железнодорожный, автотранспорт, авиа- и морское сообщение. Наша инфраструктура работает 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году. Общая площадь инфраструктуры — более миллиона квадратных метров. Ежедневный объем обрабатываемых грузов — более 10 000 тонн. Сегодня мы располагаем девятью ТЛЦ, три из которых оснащены холодильными камерами, есть 14 складов временного хранения, 10 складов общего пользования, 12 таможенных складов и один свободный склад. Предприятие имеет сертификат GDP на соответствие своих складских комплексов высоким международным стандартам по хранению и обработке лекарственных средств.

Основной вектор развития «Белтаможсервиса» — оказание помощи белорусским экспортерам. В вопросе продвижения товара логистика играет ключевую роль. Доказано: в стоимости товара она занимает одну треть. У поставщиков сегодня самые востребованные направления — Китай и страны ЕАЭС. Львиную долю занимает Россия. 



— Организация железнодорожных грузоперевозок — это сложный процесс, включающий в себя как логистическую, так и техническую части, — продолжает Елена Скрипчик. — Крайне перспективным направлением железнодорожных перевозок является организация перевозок грузов в контейнерах. Эти перевозки совместно с привлечением автомобильного транспорта на начально-конечных этапах поставки грузов становятся наиболее оптимальным логистическим решением в современном мире. Сегодня активно предпринимаются действия в рамках инициативы «Пояс и путь»: разрабатываются новые транспортные коридоры между ЕС и Китаем, вдоль которых модернизируются железные дороги, автотрассы, телекоммуникации и хабы, тем самым повышается интерес к новым направлениям бизнеса, не использовавшимся ранее из-за высоких логистических затрат. Мы активно подключились к реализации данной инициативы. В рамках проекта «Пояс и путь» предприятие активно развивает услуги по доставке товаров в Китай и из Китая железнодорожным транспортом в составе контейнерных поездов, являясь одновременно грузоотправителем/грузополучателем, экспедитором и оператором контейнерных поездов по территории Республики Беларусь для грузов, следующих в Китай. Срок доставки грузов по данному маршруту составляет 14—16 дней. С 2019 года компания «Белтаможсервис» отправила в Китайскую Народную Республику более 2500 контейнеров. А это свыше 65 тысяч тонн грузов в составе более чем 50 экспортных поездов.

Опорная точка региона

Бесспорно, что для активного развития внешнеэкономических связей между странами, роста объемов внешнеторговых операций и, как следствие, транзитных перево­зок требуется наличие соответствующей структуры логистического и транспортного потенциала. Постоянный рост иностранного спроса на белорусские товары привел к созданию транспортно-логистической инфраструктуры нового качества — инфраструктуры, способной генерировать комплексные логистические продукты и обеспечивать снижение издержек, связанных с доставкой товара конечному потребителю. Учитывая территориальное расположение, Минский регион имеет наибольшую концентрацию грузопотока и, как следствие, более насыщенную логистическую инфраструктуру в стране. Для того чтобы узнать, как организована транспортно-логистическая инфраструктура, отправляемся в ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2», который расположился в деревне Щитомиричи.

В стране создана эффективная транспортно-логистическая система, которая предоставляет бизнесу широкие возможности.

Он введен в эксплуатацию в 2013 году и стал первым мультимодальным ТЛЦ в стране. С 1 ноября центр начал осуществлять экспресс-перевозки по Минской области. В планах — в следующем году охватить всю страну. 

— На территории ТЛЦ находятся два склада типа «А», — вводит в курс дела директор Минского филиала РУП «Белтаможсервис» Александр Скачковский. — Здесь есть как режимные, так и коммерческие склады. Любой субъект хозяйствования может привезти очищенный в таможенном отношении груз и хранить его тут. К примеру, предприятие «Коммунарка» 80 процентов своей продукции хранит у нас, отсюда же идет дробление партий и их развоз. Площадь складов — более 18 тысяч квадратных метров. Также на территории — просторные открытые площадки для стоянки грузовых и легковых автомобилей, пункты таможенного оформления, фитосанитарный и ветеринарный контроль, зоны таможенного контроля, наличие собственного подъездного железнодорожного пути, собственные автомобильный и железнодорожный парки. 

О качестве складской инфраструктуры лучше всего говорит один факт. Именно тут уже дважды в этом году принималась на ответственное хранение китайская вакцина против COVID-19. К слову, с Китаем филиал работает очень плотно. С 2016 года он оказывает услуги по доставке товаров в Поднебесную и обратно железнодорожным транспортом в составе организованных контейнерных поездов, используя собственные подъездные пути и контейнерные площадки с развитой технологической инфраструктурой.


— Только в этом году отправлено более 2,5 тысячи экспортных контейнеров, — продолжает Александр Скачковский. — В том числе в Китай. Поставляется различная продукция — от пиломатериалов до сухого молока. В целом мы сталкиваемся с различными типами грузов. И уже работаем не только как логистический оператор, но и как трейдеры. Год назад стали биржевым брокером и постоянно заключаем многомиллионные сделки. Это позволяет выстроить прямые отношения между экспортером и покупателем в различных странах. Кроме того, сопровождаем внешнеторговые сделки. Благодаря тому, что в Минске и районе сконцентрировано большое количество бизнеса, данная составляющая активно развивается. А как авиационный брокер оказываем услуги по вывозу товаров авиатранспортом. И динамика в сравнении с прошлым годом наблюдается положительная. Рост идет на десятки процентов.

Экспорт на высоких скоростях 

Динамично развивается и сфера международных автоперевозок в стране. Как ожидается, в следующем году экспорт этих услуг может превысить 2 миллиарда долларов. А это — второе место после информационно-коммуникационных услуг. За восемь месяцев текущего года показатель превысил миллиард долларов.


Сектор важен для создания рабочих мест. В сфере автоперевозок работают более 3 тысяч субъектов хозяйствования. Они имеют в эксплуатации свыше 20 тысяч автомобилей. Водители, ремонтники, логисты, инженеры — это огромный сектор с рабочими местами. Что важно, в сферу автоперевозок активно вовлечены регионы Беларуси, небольшие города. Нередко большая часть налогов в районные бюджеты поступает от таких предприятий. Поэтому закономерно внимание к данной сфере со стороны государства, которое дает определенные преференции и поддержку. В частности, уже несколько лет введена и действует льгота по уплате НДС и утилизационного сбора при ввозе на территорию Беларуси грузовых автомобилей с двигателями Евро-6. Льгота сработала очень хорошо. С момента ее введения идет постоянный рост как объемов перевозок, так и валютной выручки. Поэтому сегодня обсуждаются перспективы продления этого режима на 2022 год.


О дальнейших перспективах развития международных автомобильных перевозок рассказал генеральный директор Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозок Александр Карпук:

— За последние десять лет экспорт автотранспортных услуг, оказываемых белорусскими предприятиями грузового автотранспорта, динамично увеличиваясь, вырос с 618 миллионов долларов в 2010 году до 1,39 миллиарда долларов в 2020-м. Такие результаты демонстрируются даже в условиях ограничений, вызванных пандемией, и других сдерживающих факторов, действующих сегодня на международном рынке. Немаловажную роль сектор играет для укрепления в стране не только экономической, но и социальной стабильности. Сегодня в международных автоперевозках работают более 3 тысяч предприятий. Они обеспечивают рабочими местами десятки тысяч белорусов и гарантируют им достойный уровень жизни — в том числе в регионах страны. И государство рассматривает возможность усиления этой роли сектора международных автоперевозок. На прошедшем недавно совещании с представителями ассоциации «БАМАП» и ведущими автоперевозчиками Премьер-министр выступил с предложением о предоставлении автотранспортным предприятиям вдоль главных автомобильных коридоров земельных участков с подведенными к ним за счет государства коммуникациями для развития своих производственных баз. Такой шаг, по общему мнению, может придать дополнительный импульс и в дальнейшем развитии в стране международных автоперевозок, и в региональном развитии. К слову, общий объем инвестиций в секторе превысил за десятилетие миллиард евро. При этом значительные средства были инвестированы перевозчиками именно в инфраструктурное развитие, строительство многофункциональных производственных баз.

Под надежным крылом

В условиях пандемии особую роль в транспортно-логистической сфере начала играть авиация. Причем не только в плане доставки коммерческих грузов. Та же гуманитарная помощь в виде вакцин и медицинского оборудования по всему миру в основном доставляется по воздуху. Более 25 лет на белорусском рынке эти услуги оказывает авиакомпания «Трансавиаэкспорт». Она является одним из крупнейших эксплуатантов рамповых самолетов Ил-76. В ее парке судов также Боинг 747—329SF. Основным гарантом надежности осуществляемых перевозок на протяжении многих лет служит летный и технический состав авиакомпании, ежедневно показывающий при осуществлении полетов в разные регионы высочайшее мастерство, сплоченность работы и способность принимать оптимальные решения в сложных ситуациях, рассказал заместитель директора авиаперевозчика Игорь Сикорский:

— Все самолеты в грузовой конфигурации и занимаются только перевозкой грузов. В частности, ИЛ-76 перевозит грузы в страны, где слабо развита инфраструктура. Это в основном Африка и страны, где имеются сложные аэродромы. Сейчас мы выполняем перевозку грузов по продовольственной программе ООН. Что касается гео­графии полетов — это около 240 аэропортов в 127 странах мира. Сейчас наш основной маршрут — КНР. Также в одной из африканских стран на условиях складирования выполняем перевозку грузов гуманитарного назначения ИЛ-76. В плане логистики грузовая авиация в настоящее время особенно востребована. В связи с ограничениями перевозки грузов между странами, связанными с пандемией, воздушный транспорт позволяет быстро доставлять товары. Не надо ждать пересечения границ. На фоне других типов доставки грузов воздушный способ — наиболее востребованный, особенно когда в мире наблюдается острый дефицит морских контейнеров.


Задел на завтра

Что касается дальнейших планов по развитию транспортно-логистической сферы, то сейчас разрабатывается интеграционная платформа национальной системы электронной логистики, которая обеспечит предоставление в электронном виде всего спектра сервисов, связанных с логистикой, перевозками пассажиров и грузов. Эксперты уверены: это ощутимо упростит взаимодействие всех участников транспортной деятельности. Еще одна важная задача на завтра — улучшение качества транспортно-эксплуатационного состояния железнодорожных и автомобильных дорог. В этой связи Беларусь планирует расширение реализации совместно с Евразийским банком развития ряда инвестиционных проектов в транспортной сфере. Прорабатывается возможность финансирования реконструкции ряда крупных мостов республиканского значения, автомобильной дороги М-3 Минск — Витебск. Ставка делается и на технологические проекты создания экосистемы цифровых транспортных коридоров и высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Новые возможности для транспортно-логистического комплекса страны открываются с активным освоением азиатского рынка. Эксперты отмечают: экономическое развитие стран Азии приобретает новое качество, позволяющее говорить о регионе не только как о мастерской мира, но и как о потребителе мира. 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Во время заседания Высшего Евразийского экономического совета 10 декабря главы государств Евразийского экономического союза приняли решение подписать Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Соглашение сформирует систему отслеживания перевозок товаров с использованием навигационных пломб, что позволит минимизировать контрольные мероприятия на внутренних границах Союза и повысить транзитную привлекательность государств-членов, обеспечить прослеживаемость товаров и их законный оборот на территории ЕАЭС. Отслеживать будут товары, перемещаемые по территориям двух и более государств-членов в рамках таможенного транзита, санкционные товары, алкоголь и табак в рамках взаимной торговли, а также иные товары, включенные при необходимости в отдельный перечень, сформированный Комиссией на основании предложений государств ЕАЭС. Соглашение определяет случаи и порядок применения навигационных пломб, объекты отслеживания, виды транспорта, участников отслеживания, основы информационного взаимодействия.

Как считает председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Орловский, данное соглашение повысит безопасность поставок товаров и снизит риски нарушения законодательства для добросовестных перевозчиков.

— Это большой плюс в ведении внешнеэкономической деятельности. Товары будут следовать быстрее, без остановок на внутренних границах, поэтому в целом для бизнеса это шаг вперед. После подписания в течение полугода соглашение вступит в силу. На первом этапе будут выработаны все механизмы взаимодействия национальных операторов. В дальнейшем эта процедура станет основной при контроле транзита грузов по территории ЕАЭС.

Для полноценной работы документа потребуется принять 28 актов ЕЭК, определяющих технические требования к пломбам, состав сведений, единые меры защиты информации. Механизм отслеживания с использованием навигационных пломб является одним из элементов единой системы таможенного транзита в Союзе, работа над совершенствованием которой ведется в рамках реализации Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter