Как модернизация помогает кондитерским предприятиям «Белгоспищепрома» оставаться на плаву

Вверх по экспортной дуге

Рост продаж на внешних рынках почти на треть, выпуск импортозамещающей продукции до 108 миллионов долларов — как модернизация и совершенствование технологий помогают кондитерским предприятиям концерна «Белгоспищепром» оставаться на плаву

Более 120 тысяч тонн кондитерских изделий в год выпускают отечественные предприятия. Примерно 60 процентов продукции попадает на прилавки наших магазинов. Как сегодня работают кондитерские фабрики и какую позицию на внутреннем и внешнем рынках занимает сладкая продукция — об этом корреспонденту «Р» рассказал председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков.

Заместитель начальника отдела маркетинга Ирина Мацыгуд и инженер-технолог Елена Солонович ПТУП «Красный пищевик — Славгород».

Выбор есть всегда

С магазинных полок постепенно исчезают импортные конфеты, батончики и карамель. Специалисты подтверждают: только за два месяца почти на 20 процентов снизился импорт шоколада, на 25 — шоколадных изделий, на 22 процента — карамели и других кондитерских изделий без содержания какао-продуктов.

— Прекращение поставок кондитерских изделий из отдельных стран практически не отра­зилось на кондитерском рынке страны, — уверяет Олег Жидков. — Покупатели все так же имеют широкий выбор сладкой продукции по доступным ценам. Собственной продукцией мы обеспечиваем 80 процентов потребности нашего населения. В текущем году на внутренний рынок уже поставили 12,6 тысячи тонн кондитерских изделий. Все это сходит с производственных линий пяти ведущих кондитерских предприятий, входящих в состав концерна: кондитерских фабрик «Коммунарка», «Спартак», «Слодыч», «Красный пищевик» и «Красный Мозырянин».


Понятно, что некоторые сладости сложно будет заменить белорусскими аналогами. Чтобы поставить на производство новый вид продукции, нужна не только разработка рецептуры либо технология, но и соответствующее оборудование.

И все же альтернатива импортным товарам есть. Сейчас в кондитерской отрасли выпущено более 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок. Это шоколад с концентратом натуральных соков, нугой, разными начинками, орехами, бисквитными шариками, печеньем, воздушным рисом; белый, пористый, мраморный темный с белым, 200-граммовые плитки шоколада с твердыми начинками, шоколад квадратной формы, детский в стиках с молочной и клубничной начинками типа Kinder. Список можно продолжать долго. Причем речь идет не только о шоколаде.

— В 2021-м концерн обес­печил выпуск импортозамещающей продукции почти на 235 миллионов долларов США, в том числе кондитерских изделий — на 102,1 миллиона долларов, — приводит цифры председатель концерна. — В этом году планируем нарастить выпуск импортозамещающей продукции до 255 миллионов долларов, в том числе кондитерских изделий — до 108,5 миллиона долларов.

Потребитель без сладкого не останется.
 
Постоянно развиваться и удовлетворять вкусы самых требовательных покупателей позволяет совершенствование технологий. Если говорить о планах на 2022-й, то «Спартак» увеличит объемы производства и поставок на внутренний рынок линейки продукции торговой марки «ZA SPARTAK» — это печенье, конфеты, вафли, батончики-нуга. «Слодыч» планирует освоить выпуск карамели леденцовой с маслами трав мяты, эвкалипта и других, а еще — увеличить производство молочных неглазированных и желейных конфет. «Коммунарка» расширит линейку шоколада с нугой новыми вкусами, увеличит выпуск десертного горького шоколада, конфет с черносливом и курагой. «Красный пищевик» недавно запустил модульную линию по производству жевательного мармелада мощностью 3150 тонн в год. На ней планируется производить как обычный мармелад, так и инновационный для страны — с витаминами.

По пути обновления

Руководитель уточняет: для снижения импорта кондитерских изделий организациями концерна с 2011-го по настоящее время проводится модернизация производственных мощностей. Благодаря этому реализовано более 30 импортозамещающих проектов.

Так, на «Коммунарке» запуск новой линии по производству шоколада позволил в два раза увеличить выпуск плиточного шоколада (до 2 тысяч тонн). На «Красном Мозырянине» установили линии по изготовлению зефира и пастилы. Новое оборудование на «Слодыче» сделало возможным выпуск сахарного и сдобного печенья. В прошлом году предприятие приросло двумя филиалами — в Молодечно («Конфа») и в Ивенце («Ивкон»).

Приобретение линии по производству шоколадных полуфабрикатов позволило «Спартаку» обновить оборудование для изготовления шоколадной массы. «Красный пищевик» благодаря современному оснащению выпускает зефир ускоренным способом и производит мармелад на своей площадке в Славгороде. На «Коммунарке» и «Спартаке» установлены линии для полного цикла переработки какао-бобов — здесь производят тертое какао, какао-масло, какао-порошок.

— За 2011–2021 годы кондитерскими предприятиями концерна в модернизацию инвестировано более 193 миллионов долларов США, — уточняет Олег Жидков.

Хотя своеобразный побочный эффект усовершенствования тоже был. В 2012-м, когда начали активно модернизировать предприятия, столкнулись с тем, что некоторым работникам было сложно перестроиться на управление современной техникой. Обязанности пересмотрели, каждый получил работу согласно профессиональным качествам. Сегодня требования к специалистам высокие. Даже на рабочие специальности берут людей с высшим образованием. На всех предприятиях концерна регулярно проводится обучение и повышение квалификации кадров. В кондитерской отрасли страны трудится около 4500 человек.

Вернемся к внутреннему рынку. Председатель концерна не скрывает: есть шанс довести удельный вес реализации кондитерских изделий внутри страны до 70–75 процентов. Сейчас их доля — от 50 до 65 процентов.

Что касается потребителя, то он без сладкого не останется. Кондитерские предприятия сегодня обеспечены сырьем на 100 процентов. Кроме того, до 80 процентов выпускаемого ассортимента изготавливается из отечественного сырья. Запасов готовой продукции хватит на 1–1,5 месяца бесперебойной работы. Дольше ее держать нет смысла: сроки хранения сладостей в среднем от 6 до 12 месяцев.

Курс на восток

Действующих рецептур на кондитерских предприятиях концерна почти полторы тысячи наименований, а артикулов — более 5 тысяч. Вместе с тем ежегодно на каждом предприятии разрабатывают и ставят на производство от 40 до 60 наименований новой продукции. Столько же позиций (не пользующихся спросом) снимают с производства. В чем необходимость регулярного обновления ассортимента?

Каждый год кондитерские предприятия разрабатывают десятки наименований новой продукции.

— Освоение новых видов кондитерских изделий — одно из мероприятий по повышению конкурентоспособности, — объясняет Олег Жидков. — Так же, как и использование новых технологий, максимальная загрузка производственных мощностей, изготовление продукта такого качества, которое отвечает отечественным и мировым стандартам.

И мероприятия эти действуют. Белорусские партнеры находят все больше преимуществ в сотрудничестве с фабриками. Иностранные тоже с интересом смотрят в сторону нашей кондитерской промышленности. Годовые производственные мощности предприятий кондитерской отрасли — 120,5 тысячи тонн в год. Этого хватает не только на то, чтобы полностью обеспечить белорусского покупателя, но и чтобы наращивать поставки кондитерских товаров на внешние рынки. В прошлом году сладкая продукция осела на прилавках магазинов 30 стран — это и традиционные рынки стран СНГ, и страны ЕС, Азии, Северной Америки.

Производственные мощности позволяют наращивать поставки продукции как на внутренний, так и на внешний рынок.

— В 2021-м только кондитерскими предприятиями концерна экспортировано продукции на 72,1 миллиона долларов США — на 31,8 процента больше, чем в 2020 году, — уточняет цифры председатель концерна.

В I квартале 2022-го уже обеспечены поставки в 18 стран. Одно из самых активных экспортных направлений — азиатский рынок. Олег Жидков не скрывает: там есть перспективы для реализации кондитерской продукции — в Сингапуре, Южной Корее, Японии, Вьетнаме, Таиланде. И самый важный рынок сегодня — китайский. Только за последние пять лет экспорт кондитерских изделий в этом направлении вырос в 19,7 раза. Флагманами продаж стали «Спартак» и «Коммунарка». С 2021 года уверенно заявил о себе на китайском рынке и «Красный пищевик». Такие позитивные результаты в том числе и потому, что предприятия адаптируют свою продукцию под китайского потребителя. «Спартак», например, разработал шоколад с содержанием какао-продуктов 99 процентов, заменив сахар на стевию. Очень популярны там желейные конфеты с натуральными ягодными начинками. Прежде чем выйти на китайский рынок, предприятия «Белгоспищепрома» разработали около 120 рецептур. И такой внимательный подход — к любому клиенту.

Елена МИСНИК

Инвестиции со сладким вкусом

В Славгороде готовится к запуску новая линия по производству жевательного мармелада

На унитарном предприятии «Красный пищевик — Славгород» готовится к запуску в эксплуатацию линия по производству жевательного мармелада и конфет. Первые партии «жевалок» уже сходят с линии и разъезжаются по фирменным магазинам предприятия. Корреспондент «Р» ознакомилась с рабочим процессом.

Весомая поддержка

Руководство бобруйского ОАО «Красный пищевик» приняло решение открыть новое предприятие именно в Славгороде, чтобы повысить в первую очередь эффективность производства благодаря налоговым преференциям, льготному кредитованию и бюджетному финансированию. И не прогадало.

— Общая стоимость инвестиционного проекта — более 30 миллионов рублей, из них 6,75 миллиона евро на технологическое оборудование нам выделило государство, — рассказывает директор УП «Красный пищевик — Славгород» Андрей Голенков.

И продолжает: помещение реконструировали за средства льготного кредита Банка развития. Строительно-монтажные работы начали в феврале прошлого года, а уже в первом квартале нынешнего запустили производство. Хотя преобразить здание пришлось серьезно: его расширили по периметру, пристроили хозяйственно-бытовой комплекс, а также санитарные зоны — душевые, гардеробы, бытовки. Смонтировали очистные сооружения, системы вентиляции, водоснабжения, отопления, оборудовали котельную, благоустроили прилегающую территорию. Самым сложным и ответственным участком работы стал монтаж модульной линии по производству жевательного мармелада и жевательных конфет мощностью более 3150 тонн в год.

Сегодня на производстве полным ходом идет отработка рецептур. Некоторые из них получены вместе с оборудованием, но большая часть разработана талантливыми технологами ОАО «Красный пищевик» в Бобруйске.

Каждый инженер понимает: даже если рецептуры хорошо известны, давно опробованы на практике, технологию процесса все равно нужно наладить, настроить, адаптировать под каждую конкретную линию. Когда эти работы будут закончены, новое производство заработает в две смены, безостановочно. Пока временно функционирует в одну смену.

Сегодня высокотехнологичная линия выпускает продукцию отменного качества. В основном все производственные процессы механизированы, контролируются компьютерами. Люди задействованы частично в загрузке, а также транспортировке лотков с крахмалом, в которых отливается мармеладная масса.

Мармелад из тыквенного пюре

Новое производство призвано решить одну из важнейших задач — импортозамещение. Андрей Голенков уточняет: здесь будет выпускаться более 40 видов продукции. Это и базовые виды мармелада из желейной массы на основе желатина, агара, пектина, каррагинана (в том числе с начинкой), и инновационные — к примеру, с витаминами для детей дошкольного и школьного возраста повышенной пищевой ценности. Будут производить также диабетический мармелад без сахара, разработаны рецептуры мармелада для питания при интенсивных физических нагрузках.

Все будет выпускаться преимущественно из белорусского сырья, в частности, мармелад с витаминами — из морковного, тыквенного пюре.

Такое разнообразие полезных сладостей сделает продукцию унитарного предприятия «Красный пищевик — Славгород» импортозамещающей. Кроме внутреннего рынка, инновационные виды мармелада планируется поставлять на экспорт в Россию, Китай, другие дружественные страны.

Заработала линия по производству жевательного мармелада.

Все для молодых специалистов

Согласно бизнес-плану реализация инновационного проекта по производству мармелада позволит создать около 100 рабочих мест, 52 уже есть. И желающих трудиться на предприятии хватает. Главное, что новое производство привлекло в Славгород немало молодых специалистов. А программа развития юго-восточного региона Могилевской области позволила местным властям возводить в городе благоустроенное жилье, развивать инфраструктуру, чтобы закрепить квалифицированные кадры.

К примеру, главный инженер предприятия «Красный пищевик — Славгород» Иван Писчик вместе с супругой Вероникой приехали в город по распределению еще в 2018 году. Сейчас жена работает на этом же производстве инженером по метрологии и снабжению. Два года они стажировались на головном предприятии в Бобруйске. Вернулись, и Иван полностью сопровождал строительство нового предприятия, начиная с проекта и до сдачи в эксплуатацию.

Иван Писчик уверяет, что работать на новом инновационном производстве очень интересно, хотя, конечно, и ответственность огромная. Но в то же время это перспектива карьерного роста, забота местных властей о молодежи. Супругам выделили благоустроенную однокомнатную арендную квартиру в центре города, причем уже с отделкой — даже косметического ремонта не потребовалось, только купили мебель. Кстати, все молодые специалисты, работающие на новом предприятии, живут в этом же четырехэтажном доме. Уезжать из Славгорода Иван и Вероника не планируют: полностью закрепились на первом рабочем месте.

Заместитель директора Славгородского филиала по производству Александр Павлюковец также пришел сюда молодым специалистом после окончания Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий — раньше этот вуз назывался Могилевским государственным университетом продовольствия. Сначала получил распределение на ОАО «Красный пищевик» в Бобруйске, после того как отработал год, призвали в армию. Демобилизовавшись, Александр перешел работать на новое производство в Славгороде, которое тогда еще только строилось. Родом из Бреста, но менять место жительства тоже не собирается. Ему очень нравится работать на высокотехнологичном производстве, строить карьеру. В свое время как молодому специалисту Александру выделили арендную квартиру.

Так Славгородский район постепенно превращается из аграрного (каковым он был раньше) в аграрно-промышленный. Создание новых рабочих мест с достойной зарплатой помогло остановить отток населения трудоспособного возраста из района и привлечь сюда новых, молодых, креативных, компетентных специалистов.

Ирина МЕНДЕЛЕВА

Mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter