Вуз в регионе: миссия выполнима

О  реализации  региональной  составляющей  государственной  образовательной  политики  рассказывает  ректор  ГрГУ  имени  Янки  Купалы  Евгений  Ровба 

О  реализации  региональной  составляющей  государственной  образовательной  политики  рассказывает  ректор  ГрГУ  имени  Янки  Купалы  Евгений  Ровба 

«Сделать так, чтобы вуз стал инструментом повышения интеллектуального и кадрового потенциала региона, центром развития научной базы для модернизации местного производства» — так Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 24 апреля 2007 года обозначил одну из главных задач реализуемого в стране образовательного проекта национального масштаба — создание региональных университетов. 

Большая часть вузов, расположенных в областных центрах, прошла сходный путь развития от педагогических институтов к классическим университетам и, как следует из строк Послания руководителя государства, имеет общие цели. Примером их успешной реализации во многих сферах образования — прикладной науке, при подготовке и переподготовке кадров, реализации совместных проектов — может стать Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Сегодня это крупнейший в стране региональный вуз. В нем обучается более 20 тысяч студентов и слушателей, ведется подготовка специалистов по 68 специальностям гуманитарного и естественного профилей. 

Университет был пионером в реализации множества инновационных начинаний в высшей школе страны. И сегодня он один из первых преобразуется в вуз нового типа — региональный университетский комплекс. 

О концепции развития университета и решении встающих в ходе этого задач и проблем наша беседа с ректором ГрГУ профессором Евгением Ровбой. 

— Как бы вы, Евгений Алексеевич, обозначили сегодняшнее место университета в регионе? В чем заключаются особенности деятельности вуза, имеющего региональный статус? 

— Университет — центр науки, образования и культуры. Так мы видим свое предназначение и к этому стремимся. В реализации этой концепции в регионе, безусловно, есть свои особенности, и они характеризуют в целом региональную систему высшего образования в республике. Во-первых, это тесная интеграция вуза с учреждениями среднего и среднего специального образования: школами, лицеями, гимназиями, колледжами. Благодаря системной профориентационной работе и организации тестирования мы доходим практически до каждой школы в области, до каждого выпускника. Во-вторых, в Гродненской области налажено сотрудничество расположенных здесь вузов, объединение их материально-технических и кадровых ресурсов для решения экономических задач. В Гродно создан и действует совет трех университетов, позволяющий выработать общую позицию по важным для региона вопросам. В-третьих, комплексно развиваются контакты с предприятиями — от совместных исследований, внедрения разработок до подготовки и переподготовки кадров, что называется, под заказ. В-четвертых, что особенно важно, в регионах отношения местных властей и университетов носят особенно тесный характер. Руководство области не только выступает заказчиком при подготовке кадров для социальной и экономической сфер, но и активно участвует в создании современной инфраструктуры высшего образования. К примеру, в прошлом году Гродненский облисполком принял активное участие в финансировании строительства общежития на 540 мест для преподавателей и сотрудников ГрГУ, реконструкции и оборудовании учебного корпуса для военного факультета. Совсем недавно при поддержке областного исполкома начато строительство общежития для Гродненского государственного аграрного университета. Кроме того, традицией стали встречи руководителя областной «вертикали» Владимира Савченко со студентами и преподавателями вузов, которые дают начало решению многих проблем. 

Это также ориентирует нас на кадровые потребности в своем регионе и предоставляет возможность быстро реагировать на запросы потребителей образовательных услуг. 

— А каково, на ваш взгляд, место регионального университета в образовательном пространстве страны? 

— Конечно, ведущие столичные вузы имеют большие возможности для обеспечения высочайшего качества образования, развития материально­-технического и кадрового потенциала, налаживания контактов с вузами других стран. У них свои задачи: разработка и координация направлений развития национальной системы образования на основе мирового опыта и с учетом социально-экономической ситуации в республике. 

У региональных же, выросших в основном из педагогических институтов, меньше опыт фундаментальной науки, в некоторых случаях слабее учебная база и кадровый потенциал. Но у нас своя миссия: обеспечить научную и кадровую базу социально-экономического развития региона. 

— Очевидно, что эта задача и определяет направления развития ГрГУ. Насколько сегодня выполняется эта миссия и как в связи с этим видится будущее университета? 

— Государством провозглашена политика ориентации на экономику, основанную на знаниях. Для высшей школы это означает подготовку востребованных высококлассных специалистов, что в полной мере относится и к нашему учебному заведению. 

Интенсивное развитие экономики в регионе, промышленности, строительства, высокотехнологичных производств потребовало преобразований в деятельности университета.  Реагируя на запросы времени, за период с 2001-го по 2007 год мы увеличили количество специальностей с 48 до 68. Открытие новых специальностей ведется на основе изучения рынка труда. Так, наиболее востребованы в регионе инженеры-строители, инженеры по эксплуатации транспорта, специалисты в области электро-, газо- и водоснабжения. Если не хватает собственных возможностей для их подготовки, мы прибегаем к интеграции с вузами других регионов Беларуси. Взаимодействие создало прецедент межвузовских образовательных структур, объединив научные базы нескольких региональных вузов для решения задач конкретных регионов. Однако для оптимальной организации деятельности таких структур нужна нормативно-законодательная база. 

Но такая интеграция не всегда решает проблему подготовки кадров для региона, поэтому нередко идет по пути освоения новых специальностей и подготовки по ним.  Так, для преодоления дефицита специалистов-инженеров в инженерно-технический был преобразован физико-технический факультет ГрГУ. Большую поддержку при этом мы получили от БНТУ и Брестского технического университета. Сейчас при поддержке Гродненского обл­исполкома разработана программа развития инженерного образования в регионе. Первым шагом здесь стало обустройство одного из неиспользуемых административных зданий завода по производству автоагрегатов под корпус инженерно-физического факультета. 

В факультет математики и информатики трансформировался матфак — стали больше готовить специалистов для сферы информационных технологий. Истфак преобразовался в факультет истории и социологии. Созданы факультет искусств и военный факультет. 

— Немалая часть выпускников этих и других факультетов готовится не просто для социально-экономической сферы области, а для конкретных предприятий, учреждений, организаций. 

— Это лишь один из сегментов сотрудничества. Готовя будущих специалистов для таких предприятий, как «Белкард», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», мы имеем возможности использовать их уникальные производственные комплексы, чтобы уже в процессе обучения адаптировать знания и навыки студентов к условиям конкретных производств. 

Помимо этого есть целый ряд интересных и взаимовыгодных проектов. Таких, как совместный проект ГрГУ и фирмы «Гарант» по созданию городской оптоволоконной линии, открытие городского кабельного телеканала «Наш город», начало подготовки специалистов для туристических организаций области. Знания по этому направлению дает школа туризма, которая действует при гуманитарном факультете вуза. 

Совместно с ОАО «Белкард» создана инновационная структура нового типа — учебно-методический центр, на базе которого обучаются студенты и проходят переподготовку работники предприятия. Лучшие специалисты «Белкарда» выступают как преподаватели, студенты проходят практику на производстве. Силами студентов и преподавателей факультета экономики и управления разработана система внутреннего хозрасчета предприятия. На базе научно-исследовательской лаборатории «Уникард» разрабатываются и внедряются импортозамещающие, ресурсосберегающие и экологически чистые материалы и технологии для повышения технического уровня и конкурентоспособности продукции. 

Практика создания научно-производственных центров, аналогичных действующему на «Белкарде», могла бы расширяться. Для этого требуется разработать и нормативно обеспечить порядок материально-технического взаимодействия вузов и предприятий. 

— Концепция создания университетского комплекса предполагает объединение в рамках вуза различных уровней образования. Какой эффект дают такие шаги? 

— Включение колледжей в состав университета дает возможность решить ряд важных задач национальной системы образования. В первую очередь это подготовка высококвалифицированных молодых специалистов со средним специальным образованием за счет привлечения преподавателей вуза, кадрового укрепления этих учебных заведений. К примеру, в Лидском колледже, входящем в состав комплекса, уже трудятся один доктор и четыре кандидата наук. Здесь открыты филиал кафедры технической механики, научно-исследовательская лаборатория, которые успешно проводят исследования в рамках программ Госкомитета по науке и технологиям. Технологический колледж в Гродно готовит кадры для ОАО «Гродно Азот», «Белкарда», Гродненского комбината строительных материалов, ГРУПП «Радиоволна». Заключены договоры с институтом «Гродногражданпроект», Ружанской и Гродненской мебельными фабриками, ОАО «Гроднодрев». Новые специальности открыты в технологическом и педагогическом колледжах ГрГУ.  

Хочу отметить, что интеграция высшего и среднего образования идет успешно. И будет еще более результативной, если решится ряд организационных моментов, связанных с раздельным финансированием и учетом внебюджетных доходов в вузах и ссузах. Их объединение позволило бы объединить материально-технические базы всех структурных подразделений университетского комплекса. 

Подводя итог, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости усиления  региональной составляющей государственной образовательной политики. Возможно, этому послужила бы и разработка конкретной государственной программы развития региональных университетов. Она привнесла бы импульс в региональное развитие и стала бы одним из путей реализации поставленных в Послании Президента задач.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter