Вуз должен и может зарабатывать!

Как зарабатывают деньги в Белорусском государственном университете

Чтобы научно-производственное предприятие приносило доход, у его руля должен стоять человек, сочетающий в себе таланты ученого, производственника и менеджера

Вузы должны зарабатывать деньги. Об этом неоднократно говорил и глава нашего государства, и бывший министр образования, ныне первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков. И речь не только об экспорте образовательных услуг, но и о производстве наукоемкой продукции. Может быть, на первый взгляд вуз и производство – сферы достаточно далекие, ведь институты и университеты готовят лишь специалистов для пред­приятий страны. Но если, как говорится, копнуть глубже, из симбиоза лучших кадров и научных идей вполне может родиться инновационно ориентированное предприятие. Только в главном вузе страны – Белгосуниверситете – их одиннадцать. Об этом «Р» рассказал проректор по экономике и инвестициям кандидат физико-математических наук, доцент Владимир ПОНАРЯДОВ (на снимке):

— Думаю, вряд ли другой вуз Беларуси может похвастаться таким количеством производственных структур. Но поскольку сейчас Минобразования всячески поддерживает такие начинания, полагаю, к нам должны присоединиться и другие высшие учебные заведения. Возможно, Белгосуниверситету в этом смысле повезло больше. Когда другие делают первые шаги, мы располагаем большим опытом такой работы. Если во времена Советского Союза острой необходимости в создании научно-практических предприятий на базе вузов не было — была четко отработана система внедрения научных идей в производство, они понадобились позднее. Но могу сказать, что в создании производственных структур мы не первопроходцы. В мире такая практика есть. Так, многие широко известные фирмы, производящие компьютерную технику, зародились именно на базе университетов.

С развалом Союза возникла, например, огромная проблема переработки драгметаллов, которые содержались в отработавших приборах. Предприятия, выполнявшие эту работу, остались на территории России. Тогда вопрос переработки встал на уровне государства. И единственным, кто вызвался решить проблему, был Белгосуниверситет. Химики БГУ предложили схему, технологии, а также квалифицированных специалистов, и сейчас проблемы с переработкой драгметаллов в Беларуси нет. Это сфера деятельности УП «Унидрагмет БГУ».

Еще одно «советское наследие» – самое крупное в Европе по количеству установок, производящих синтетические алмазы, предприятие – РУП «Адамас БГУ». Авторство технологии их выращивания (кстати, это условия, повторяющие природные) принадлежит новосибирским ученым. Некогда завод был ориентирован в большей мере на военную тематику, ведь алмаз – самый радиа­ционно стойкий материал. Впрочем, и сегодня одно из основных направлений работы предприятия – производство этого ценного минерала для изготовления различных приборов. Но сегодня на заводе работают и мастера-огранщики, которые превращают кристалл в бриллиант. К слову, утверждение, что каждый ювелир с легкостью отличит натуральный камень от искусственного, не соответствует действительности. Что оценивается в первую очередь? Твердость и оптические свойства. Так вот, искусственный аналог по этим показателям ничуть не уступает оригиналу, а где-то его и превосходит.

— Предприятия БГУ работают в самых разных сферах – от выращивания алмазов до производства лекарственных средств и медоборудования, химической продукции, автоматизированных систем управления дорожным движением, высокоточных измерительных систем и т.д. Это тоже обычная мировая практика?

— Действительно, спектр нашей работы охватывает самые разные направления. Предприятия университета производят весовое оборудование различного назначения, высокоэффективный сорбент для нефти и нефтепродуктов, авиационные системы контроля за обстановкой в зоне ЧС, медико-спортивную, реабилитационную и измерительную технику и аппаратуру, новые сорта растений, суперсовременный программный продукт. Всего мы предлагаем потребителю более тысячи наименований нашей продукции.

И это неудивительно, ведь университет собирает в своих стенах почти все научные направления и специалистов по ним. К слову, в большинстве стран вся наука группируется вокруг университетов. Приведу простой пример. Если вдруг за рубежом требуется серьезная операция, где ее делают? В клинике такого-то университета. Потому что университет – структура, привлекающая и маститых ученых, и юнцов безусых. Чем это хорошо? Да тем, что у молодежи бывают такие авантюрные идеи, которые никогда не позволило бы себе светило науки. И такой симбиоз идей и опыта работает! Так что многие склоняются к тому, что будущее научно-производственных центров – за университетами.

— Владимир Васильевич, научно-производственные центры БГУ не только рождают идеи, они хорошо зарабатывают на них. За последние несколько лет выручка от реализации продукции, работ и услуг унитарных предприятий вуза выросла более чем в 2,5 раза. Дело в расширении географии экспорта или совершенствовании менеджерских способностей?

— Наверное, дело и в том, и в другом. Мы научились работать, почувствовали, что можем зарабатывать сами. Конечно, государство поддерживает вузы, но его возможности небезграничны. Пришло время и им самим о себе позаботиться. Например, нам нужны средства, чтобы создать лучшие условия для студентов, преподавателей. А для этого нужно строить новую базу и восстанавливать то, что есть. А ведь процентов 20 имеющихся у БГУ площадей – ровесники вуза! Зданий и сооружений на балансе университета в целом – более 150. Поэтому мы очень рассчитываем на средства, которые зарабатывают наши предприятия.

Но вы верно сказали: мало производить товары и услуги, нужно уметь их продвигать на рынок. Для этого у руля предприятия должен стоять человек, сочетающий в себе таланты ученого, производственника и менеджера. БГУ повезло: у нас есть много руководителей, на которых можно равняться. Это директора предприятий «Унидрагмет БГУ» Георгий Корзун, «Центр электронного документооборота» Валентина Полещенко, «Актив БГУ» Валерий Ходасевич, «Щемыслица» Сергей Чайкун, «Инкос БГУ» Валентин Щербович, заведующие производственными лабораториями Дмитрий Гриншпан, Михаил Ксенофонтов и другие. К слову, многие также успевают преподавать, быть руководителями курсовых и дипломных работ студентов.

— БГУ готов поделиться опытом с другими вузами, на базе которых создаются научно-производственные предприятия?

— Мы не только готовы это сделать, мы этим уже занимаемся. Недавно, например, к нам приезжали коллеги из Гродно. Кстати, с ГрГУ нас связывает давнее и вполне успешное сотрудничество, в том числе в области науки. Первый суперкомпьютер, который был передан в вуз НАН Беларуси, мы поделили поровну: половина его эксплуатируется в Гродно, вторая половина – в БГУ. Плотно работаем с БНТУ, где есть структура, аналогичная нашей, УП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит». Этот вуз тоже хорошо использует возможности своего научного потенциала для выпуска наукоемкой продукции.

— Есть ли в планах БГУ создание новых производств, центров, освоение новых направлений работы?

— Жизнь подсказывает новые направления для нашей работы. Сейчас все находятся в ожидании, когда республика запустит собственный спутник. В БГУ одна из лучших команд по спектроскопическому оборудованию под руководством профессора Бориса Беляева (такое оборудование стояло и, надеемся, будет впоследствии стоять на всех космических аппаратах). Также создан и укомплектован Центр аэрокосмического образования молодежи, начата подготовка специалистов по аэрокосмической тематике.

В связи с грядущим строительством АЭС готовим мы и специалистов атомной отрасли. Кстати, наши предприятия также планируют принять участие в работе по атомной тематике. Это может быть создание программного продукта по разным направлениям, новых материалов и многое другое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter