Третьеклассник из Будянска знает наизусть более 50 стихотворений

Вундеркинд из красной Буды

На каких «дрожжах» взращивают юные таланты в Кричевском районе...
Спорим, восьмилетний Димка ДУБОВ сможет удивить любого? Юный умник без запинки цитирует Горация, Гомера, Гёте, Вергилия, Шекспира и даже Цезаря, Лукреция, Шиллера, Эсхила, Байрона! А еще Скорину, Буйло, Пушкина, Богдановича, Жуковского, Некрасова, Бедулю, Журбу, Купалу и многих других. Мальчишка-третьеклассник знает наизусть более 50(!) стихотворений. Не всякий школьник способен на такие «подвиги».

01-1.png


Всю душу в одаренного ребенка вкладывает Михаил Розанов, руководитель литературной студии «Кричевские родники», учитель районного Центра творчества детей и молодежи «Крэчут». Со своими воспитанниками не расстается даже летом. А в учебное время занимается со школьниками по три часа после уроков.

— Дима знает некоторые факты из истории, какие-то тонкости, которые известны даже не всем профессорам, — заинтересовал меня накануне командировки Михаил Николаевич. — У него хорошая цепкая память.

Агрогородок Красная Буда современный, благоустроенный. Семья Дубовых живет в большом доме, который отец, Александр Владимирович, мастер на все руки, достраивал сам. Большой семье требовалось больше места.

Дима Дубов — необычный мальчишка. Во-первых, из многодетной семьи. Во-вторых, он из двойни, не как две капли, но очень похож на свою сестренку Настю. Еще есть у Димы старшие братья, Александр и Андрей, которые уже «улетели» из отчего дома (один работает в милиции, другой — в ДК). Еще одна сестра Димы — Рита, восьмиклассница. Ну а в-третьих, обладатель феноменальных способностей.

03-4.png

Михаил РОЗАНОВ и Дима ДУБОВ с сестрами Настей, Ритой и мамой Еленой Владиморовной


Интересен и тот факт, что в местной Будянской СШ учатся 117 детей. Из них почти половина — 54 ребенка — из многодетных семей.

— Талантливых детей в нашей школе много. Немало грамот заслужили они на районных олимпиадах и конкурсах, — дает характеристику Татьяна Яковлева, социальный педагог Будянской школы. — И Дубовы все одаренные дети. Димочка и его сестра Настя хорошо поют. Рита была очень неплохой солисткой.

Дима, как и все дети Дубовых, учится хорошо, есть в кого. Отец его был отличником. А папин талант к рисованию передался Рите, которая раньше рисовала мультяшки, а в последнее время увлеклась портретами. Мамино творчество — делать поделки из пластмассовых бутылок, из лозы.…

Дети Дубовых не бездельничают. В свободное время не только играют, но и любят почитать. В ответ на вопрос: «Какую последнюю книжку прочитал?», Димка принес «Сказочные повести» Софьи Прокофьевой. И это летом? Молодец!

Помогают ребятишки сено заготавливать, в домашнем хозяйстве есть своя лошадка. И в огороде работают. 

Мини-экзамен в доме Дубовых проводит Михаил Розанов:

— Димочка, кто первым перевел на латинский язык «Одиссею»? 

— Ливий Андроник.

— Чем награждали победителей на Олимпийских играх?

— Венками из оливковых ветвей.

А затем цитирует… Шекспира: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы…» А следом и Франциска Скорину: «Шануйце бацьку роднага….» Я в восторге от мальчишки…

МИХАИЛ Розанов родом из Кричева. Заочно завершил учебу в литературном институте имени Горького. 12 лет отработал на производстве плотником. Затем 12 лет — в редакции Кричевской районки, заведующим отделом писем. И последние 14 лет руководит литературной студией… 30 октября 1995 года помнит как знаменательный день:

— Написал первое свое стихотворение. И сейчас постоянно учу стихи наизусть, знаю «Евгения Онегина», «Кому на Руси жить хорошо», «Мцыри»… Могу продекламировать более трех тысяч стихов(!). Если даю детям задание, значит, должен вдохновлять своим примером.

Литературную студию создал в 2000 году. Ее школу прошли десятки ребят — от первоклашек до подростков. Занимается Михаил Николаевич с ребятами и помладше — 4—5 лет. Ищет и находит их в детских садах.

— Я приглашаю всех, пусть приходит больше детей, — рассказывает с увлечением. — Только бы делали это с удовольствием. Практически каждый месяц проводим литературные конкурсы. К сентябрю готовили конкурс «Сцяг свабоды над Крычаўшчынай», посвященный освобождению райцентра от немецко-фашистских захватчиков. Случилось это тридцатого сентября. Есть конкурсы «Кричевские патриоты», «Дебют», «Кричевщина — родина героев», «Позвала вдаль железная дорога». Приятно отметить, что более девяносто пяти процентов призовых фондов нам собирают трудовые коллективы. Также мы издаем небольшие книжки. За четырнадцать лет вышло в свет десять книг, в этом году готовим в печать одиннадцатую…»

Всего у Розанова обучаются три группы детей, по 12 человек в каждой. На занятиях дети пишут стихи и рассказы. Сочиняют всем классом.

— Чтобы начать писать стихи, надо «напитать» себя знаниями. Лермонтов в четырнадцать лет начал писать стихи, Пушкин — в тринадцать. Но до этого они столько в себя вобрали всего! И потом творчество пробилось из них, как родник.

Сам Николай Розанов начинал писать стихи после того, как выучил наизусть три тысячи стихотворений. Есть у учителя и жизненный план-максимум:

— Мечтаю создать школу наподобие Царскосельского лицея, где учился Пушкин, чтобы перевернуть и поднять на недосягаемую высоту уровень образования в родной стране. И чтобы не один у нас такой мальчик был, как Дима Дубов, а собрать их двадцать—тридцать.

Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter