В Каннах продолжается международный кинофестиваль

Вуди Аллена паруса

Вестимо, в Каннах продолжается международный кинофестиваль. Мой армейский друг Викентий Вератила поехал туда дикарем, чтобы хоть одним глазком поглядеть на сладкую жизнь кинозвезд, а также ознакомиться с лучшими киноновинками мира. По–хозяйски разбил палатку на набережной Круазетт, развел костер и стал готовить перловую кашу с тушенкой, предвкушая, как будет брать автограф у своей любимой актрисы Кейт Бланшетт. Каково же было удивление Викентия, когда среди ночи его разбудил полицейский патруль и попросил ретироваться. Дальше — больше. В полицейском участке выяснилось, что у Вератилы не все в порядке с визой, и его депортировали. И вот путешественник стоит у моих дверей. Особенно жаловался он на то, что не только не дали взять автограф у Кейт, но и лишили возможности посмотреть новый фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек», который показывали на каннском форуме вне конкурса. Опять придется ему, мастодонту, унизительно пастись на подростковых торрентах. Чтобы как–то утешить друга, потерпевшего столь болезненное международное фиаско, и поднять его боевой дух, я пригласил его в молодежный театр, где по стечению обстоятельств как раз таки выпустили премьеру по пьесе Вуди Аллена. Вырисовывалась симпатичная интеллектуальная дуга: Канны и молодежный театр — братья по духу и разуму. Мыслят одними и теми же категориями. Выходит, не такая уж мы и провинция.

Вуди Аллен, несмотря на дороговизну своего печатного слова, уже появлялся в нашей афише. В Новом драматическом театре, например, идет щемящий спектакль Дениса Нупрейчика «Шанс, которого ждешь всю жизнь». Премьеру «Застигнутые врасплох любовью» по пьесе Вуди Аллена «Сыграй это еще раз, Сэм!» в молодежном театре поставил главный режиссер Гродненского областного драматического театра Геннадий Мушперт.

Конечно, к Вуди Аллену нужен свой ключик. Комедия комедией, но в его пьесах и фильмах всегда есть второе дно. За суетой, интеллектуальной тарабарщиной и спешкой героев всегда скрывается экзистенциальная боль современного горожанина. Растерянного и подавленного. Однако режиссер Мушперт с материалом расправился довольно лихо, убрав все сопли. В молодежном поставили однозначную бульварную комедию, которая может не понравиться, как прозвучало объявление перед премьерой, разве что рогоносцам.

Что ж, подобный взгляд по–своему интересен. Поставить Вуди Аллена так, чтобы от него ничего не осталось. Для того чтобы почувствовать разницу между тем, что написал драматург и что поставил Мушперт, можно посмотреть экранизацию «Сыграй это еще раз, Сэм» Херберта Росса. Там, где у автора лишь намек, у Мушперта — довольно прямолинейная работа. Да и главного героя у Росса играет сам Вуди Аллен. Актеру молодежного Константину Михаленко на коренного жителя Манхэттена походить удается слабо.

Тем не менее проверенная драматургия — это те самые паруса, которые любой театральный корабль приведут в теплые воды коммерческого Гольфстрима. Зрительный зал на премьере беснуется, узнавая себя в понятных сценических ситуациях. А для того чтобы в репертуаре молодежного появлялись тонкие и умные спектакли, как «Козий остров», например, или «Полковник–птица», «Чехов. Комедия. Чайка», должны на другой чаше весов быть и беспроигрышные комедии.

Конечно, по эстетике и общей мысли спектакль устарел. Продвинутый зритель молодежного ушел сегодня все–таки немного дальше, чем думает гродненский режиссер Геннадий Мушперт, будто растолковывая прописные истины. Уж что–что, а «Касабланку» мы смотрели.

Короче, выйдя после спектакля на улицу Козлова, где в который раз чинят трамвайные пути, мы с Вератилой не почувствовали себя вдохновленными. Улица с дорожно–ремонтной техникой мало напоминала каннскую набережную. Спектакль совсем не походил на наши представления о драматургии Вуди Аллена. «Я визу переделал, еще на пару дней в Канны съезжу», — объявил Вератила. «Шашлыки только на Круазетт не жарь», — съязвил я.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 92 (24722). Вторник, 19 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter