Вторжение видов, или Бешеный огурец разбушевался

Опыт деревни Малиновка из Логойского района, где расправились с «агрессором», может пригодиться другим
Инвазивные, или чужеродные, виды становятся все более серьезной угрозой. Масштабы биологической «партизанской войны», опасность которой многие пока недооценивают, и способы борьбы с «захватчиками» обсудили специалисты за «круглым столом» в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Беларуси. Свои мнения высказали член Совета Республики Светлана ГЕРАСИМОВИЧ, академик НАН Беларуси, профессор, заведующий лабораторией роста и развития растений Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси Николай ЛАМАН, заведующий сектором кадастра растительного мира этого института Олег МАСЛОВСКИЙ, консультант отдела биологического разнообразия Миприроды Ксения ПАНТЕЛЕЙ и председатель Логойского районного Совета депутатов, член Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Петр ВАБИЩЕВИЧ.


Олег МАСЛОВСКИЙ:

— Как возделывать поля, заросшие борщевиком Сосновского? Ягоды и грибы исчезают из подлеска, плантации агрессора уменьшают и прирост древесины. Амброзия, нашествие которой угрожает юго-востоку республики, — очень опасный аллерген. Эхиноцистис лопастный, или «бешеный огурец», захватывает поймы рек и вытесняет аборигенную растительность. В основном эти виды северо-американские. Попав в наши условия, они оказались более приспособленными к выживанию. Более того, исследования показали, что тот же золотарник на нашей территории мутирует и становится с каждым годом все агрессивнее. В частности, выделяет все больше веществ, угнетающих рост других растений. С приусадебных участков он перебирается в леса, и в ближайшие годы ученые прогнозируют его резкую экспансию. Также отмечается резкое увеличение численности топинамбура.

Инвазивных видов до сотни, но максимально опасными признаны шесть. У нас в стране зарегистрировано 2865 популяций борщевика Сосновского на площади более двух тысяч гектаров. Максимальная численность сосредоточена в двух областях — Витебской и Минской. Самые проблемные — Ушачский, Браславский, Витебский, Дзержинский, Волковысский и Миорский районы. Если бы с борщевиком не боролись, занятая им площадь увеличилась бы за год на 20—25 процентов, а количество новых популяций возросло бы на треть. При таком сценарии через пять—десять лет нас ждет то, что уже произошло в некоторых регионах России. Там приходится использовать для уничтожения этого вида танки и бронетранспортеры, оставляя выжженную землю. Латвия, потратившая в прошлом году на борьбу с борщевиком 5 миллионов евро, признала, что этого недостаточно.

Из-за экспансии золотарника канадского становятся непригодными для сенокоса луга под Минском. Его фитонциды убивают злаковые культуры, а скорость расселения — 10—15 километров в год. Вытесняет привычные нам виды и клен ясенелистный, распространенный по всей республике. Робинию лжеакацию изначально использовали в южных областях для озеленения вдоль дорог, центр ее расселения — в пойме Припяти. А ведет она себя так же, как клен. «Бешеный огурец» создает плотный ковер в поймах рек, побеждая даже борщевик, и бороться с ним очень сложно.

Экономический ущерб от биологических инвазий колоссальный. К примеру, в США это около 137 миллиардов долларов в год. Эти убытки ожидают и нас, если не принимать мер на местах. Уничтожив небольшую популяцию сейчас, можно избавить свой район от проблем в будущем.

Николай ЛАМАН:

— Водные коридоры — один из основных путей распространения борщевика Сосновского. Семена могут плыть по водотокам десятки километров. Период покоя у них сильно растянут. Эксперимент показал, что из сотни последние могут взойти даже через тринадцать лет после посева. Точка роста растения примерно на глубине 10—12 сантиметров, поэтому скашивание не приводит к его полному уничтожению. Размножается борщевик Сосновского только семенами, причем одно растение дает 20—30 тысяч потенциальных новых агрессоров. Поэтому цветущие особи должны быть настоящим ЧП для работников лесной, природоохранной и коммунальной служб, местных Советов. Если в почве есть банк семян, никакие гербициды не решат проблему быстро и до конца.

Как же бороться с борщевиком? Вся западная Европа использует для этого глифосаты. Помимо химической обработки, необходимо скашивать и выкорчевывать борщевик, подрезать стеблекорень ниже точки роста, перепахивать или присыпать землей. Если на «общественной» земле его уничтожить, а рядом за забором у «частника» стоят трехметровые зонтики, вся работа бессмысленна.

Ксения ПАНТЕЛЕЙ:

— Законом «О растительном мире» определено, что главный орган, который регулирует борьбу с инвазивными видами, — это Минприроды. В свою очередь, местные исполнительные и распорядительные органы должны разработать планы и программы для решения этой проблемы в своем районе. Согласно постановлению Совета Министров, средства на регулирование численности борщевика Сосновского подпадают под статью расходов на благоустройство территории. Однако люди должны понимать, что никто не обязан прийти к нему на огород и уничтожить опасное растение. Обязанность каждого собственника земли, будь то частное лицо или организация, самостоятельно скосить или выкорчевать сорняк. Сотрудники Минприроды, в свою очередь, контролируют, как выполняется эта работа, и могут выписать нерадивому хозяину предписание или штраф.

Петр ВАБИЩЕВИЧ:

— В наш район борщевик Сосновского завезли в 70-е годы в передовые колхозы для силосования. Сейчас крупнейшие популяции находятся в окрестностях Логойска и Плещениц. Главное в борьбе с этим растением — тщательность. Даже если уничтожишь 5—7 гектаров агрессора, а на кромке поля останется два-три растения, они сведут на нет все усилия. А ведь эти заросли крайне опасны, особенно для детей, которые сооружают в них «шалаши» и страдают потом от тяжелых ожогов.

Закупив лопаты, ручные опрыскиватели, специальные костюмы и химикаты, мы подключили в борьбе с ним все средства. И пахоту, и кошение (но только не электрогазонокосилкой), и дискование, и ядохимикаты. Если растений немного, лучше всего выкопать их с корнем. Вместе с «Агромашресурсом» мы модернизировали полевой опрыскиватель «Роса» для борьбы с борщевиком. К примеру, мягкие колеса на шасси заменили более жесткими, изменили регулировку штанг, чтобы при опрыскивании захватывалось не более шести метров земли. Таким образом можно сберечь дорогие ядохимикаты. Эту машину мы используем по всему району, в каждом сельсовете.

Главное — успеть обработать растение, пока оно ниже 20 сантиметров. Гибнут и 60-сантиметровые, но не все. Важно, чтобы работники райагросервиса мыли плуги после пахоты, чтобы не разносить семена по району. Главное — системная работа и понимание серьезности угрозы. По нашим подсчетам, в прошлом году популяция борщевика Сосновского сократилась в районе на 40 гектаров. К примеру, в деревне Малиновка год-два назад зонтики нависали над улицей, как лес, а сейчас там чисто.

Светлана ГЕРАСИМОВИЧ:

— Несмотря на то  что борщевик Сосновского все мы видим и продолжаем бороться с ним, как и в любом деле, нужно начинать как можно раньше. Ведь в первую очередь важно сохранить те растения, которые испокон веков растут у нас. Здесь, как с питанием: те продукты, к которым привыкли наши предки, полезнее, чем новые. Если каждый на своей территории возьмется за решение этой проблемы, результат появится.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter