Вторые руки

Появившиеся в наших широтах в конце 80-х — начале 90-х магазины “сэконд-хэнд” сегодня стали неотъемлемой частью нашей жизни. И если еще пять-десять лет назад было принято при этом словосочетании брезгливо морщить нос, то ныне даже звезды признаются в том, что не обходят “сэконд-хэнды” стороной, а модные журналы советуют компоновать дорогую дизайнерскую одежду с вещами и аксессуарами, приобретенными на блошиных рынках или в магазинах “второй руки”.

Шуба с царского плеча
В последние годы, когда в моду вошел “винтаж”, магазины “вторых рук” переживают настоящий бум. Ведь на их прилавках можно найти действительно коллекционную вещь прошлых лет, в том числе и винтажные часы . Причем в “сэкондах” не принято накручивать цену за имя модельера. Товары “сэконд-хэнд” предлагают и интернет-порталы, причем вовсе не задешево. К примеру, дизайнерские сумки прошлых сезонов могут обойтись едва ли не дороже, чем из последних коллекций. Так что убеждение, что одежда “с чужого плеча” — для малообеспеченных категорий граждан, безнадежно устарело. Заглядывают в “сэконды” Барбара Стрейзанд, Наоми Кэмпбэлл, Жанна Агузарова.  В нашей стране в “сэкондах” можно встретить и “глянцевых” девушек (да и молодых людей) в поисках вещиц, которых уж точно ни у кого больше не будет, и практичных сограждан, которых привлекает перспектива за очень небольшую сумму одеться с ног до головы, включая обувь, сумки и даже зонты. И магазины “вторых рук” есть самых разных ценовых категорий, рассчитанные на разный кошелек — от дешевых до “элитных”. В дешевых посетителям предлагается самостоятельно рыться в куче тряпья, в тех, что подороже, одежда висит на кронштейнах. 
Вообще-то поход по “сэкондам” — занятие азартное, сродни охоте или  рыбалке. Ведь вещи там, как правило, в одном экземпляре. Самые “рыбные” дни в тех “сэкондах”, которые продают одежду на вес, — понедельник и вторник, когда выбор еще велик. В начале недели килограмм стоит дороже всего (порядка 30—35 тысяч), а чем ближе к пятнице, тем дешевле. Но и выбор уже не тот.
Для того чтобы стильно одеваться, подбирая вещи в подобных магазинах, надо обладать безупречным вкусом. Впрочем, умение сделать буквально из ничего элегантный костюм досталось нам в наследство из советских времен, от наших бабушек и мам, умевших быть стильными в условиях тотального дефицита всего на свете. И едва ли избалованные изобилием западные женщины могут в этом с нами сравниться. Но для того чтобы одеваться в “сэкондах”, надо еще и избавиться от мнительности и суеверности. Ваши руки — “вторые”, но были же и “первые”. Почему эта новая в общем-то вещь перестала быть нужна владельцу? Не секрет, что в “сэконд-хэнд” люди нередко сдают гардероб усопших родственников...
Откуда что взялось?
Впрочем, все это досужие домыслы. Большинство вещей, которыми торгуют “сэконды”, поступает на наш рынок из Западной Европы. Одежда там дешева, и гардероб принято обновлять каждый сезон. Благотворительные организации принимают у людей ставшие им ненужными вещи, часть поступает нуждающимся, остальное продается оптовикам. Вырученные деньги идут на благотворительные нужды — покупку еды и медикаментов. Оптовые же компании небольшими партиями, на вес, перепродают одежду фирмам из разных стран. И вещи обретают новых хозяев. А бывает, “передают привет” от старых.
К примеру, недавно житель Буэнос-Айреса нашел в кармане купленной им в магазине “сэконд-хэнд” рубашки почти 4 тысячи долларов. Сознательный аргентинец находку не прикарманил, а вернул в магазин с просьбой разыскать прежнего владельца рубашки. Розыски увенчались успехом. Рассеянной обладательницей кругленькой суммы оказалась женщина, отдавшая в “сэконд-хэнд” гардероб покойного отца.
Как утверждают несколько опрошенных мной работников минских “сэконд-хэндов”, у нас подобных случаев пока что не было, денег в карманах купленных в магазинах “второй руки” вещей не находили ни продавцы, ни покупатели.
Нет поводов для брезгливости
Вся одежда, которая продается в магазинах “сэконд-хэнд” в Беларуси, в обязательном порядке проходит дезинфекцию, заверили “НГ” в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии. Причем, как правило, еще задолго до того, как пересечет нашу границу. На таможне партии “сэконд-хэнда” обязательно проходят санитарный и эпидемиологический контроль, который проводят специалисты Минздрава. Проверяют медики и непосредственно ассортимент в магазинах “сэконд-хэнд”. Что же касается расхожего мнения, что дезинфицирующие средства способны вызвать аллергию, то, как отметил заведующий отделом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Вадим Михайловский, одежда из “вторых рук” не более опасна, чем новые вещи из тех же синтетических волокон. Дезинфицирующие средства выветриваются, пока одежда висит на кронштейне или лежит на прилавке. Но, как подчеркнул специалист, все же обязательно надо постирать такую одежду, прежде чем надевать ее. И покупатель должен получить информацию о необходимости стирки таких вещей. Объявление об этом должно находиться в магазине “вторых рук” на видном месте, и продавец должен еще раз сказать об этом покупателю. Кроме того, по требованию посетителя продавец обязан показать ему сертификат страны-экспортера, где указан состав средств, которыми проводилась дезинфекция одежды. В соответствии с законодательством сертификат должен быть заверен органами здравоохранения страны-поставщика и Минздравом и переведен на государственный язык нашей страны. Запрещено продавать бывшие в употреблении детские игрушки, нательное и постельное белье, косметику б/у, предметы личной гигиены, вещи для новорожденных.
В Министерстве торговли пояснили, что на этикетках одежды “вторых рук” должна быть отметка о том, что товар был в употреблении, а также информация о недостатках товара, если они есть, — пятнах, оторванных пуговицах и т.д. В случае, если продавец не предупредил покупателя о недостатках товара, покупатель имеет право обратиться в государственную или общественную структуру по защите прав потребителей или в суд.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter