За что же любили механизаторы МТЗ-2?

Второй, который был первым

МТЗ-2 — САМЫЙ первый «Беларус» на колесном ходу. Право работать на нем получали  заслуженные механизаторы и, как правило, бывшие фронтовики. Машины служили земледельцам на совесть по 15, а то и больше лет. МТЗ-2 нельзя было назвать «танком» (в отличие от гусеничных), поскольку весил немного — всего три тонны. Меньше, чем иной современный легковой автомобиль. И при передвижении земля под ним не дрожала. Да и выпускался всего пять лет — с 1953 по 1958 год. Но польза, которую принес он сельскому хозяйству, — неоценимая. За что же любили механизаторы МТЗ-2?


 1955 г.

ПЕРВЫЙ колесный трактор МТЗ-2 менее трудоемкий и металлоемкий, дешевле гусеничного, проще в эксплуатации. Механизаторы тратили гораздо меньше времени на ремни и замену деталей.  Заводился он от так называемого пускача — двигателя КД-35. Пять скоростей переднего хода и задний. Гидравлическая система подъема навесных орудий. На междурядной обработке технических культур ширину задних и передних колес можно было менять. 

В те годы не было сплошных массивов пахотных земель, и мощные гусеничные тракторы не могли быть загружены под завязку. Да и большинство почв в стране супесчаные, на которых гусеницы быстро изнашивались. Поэтому колесный  трактор нашел на таких землях свою нишу.

Новая модель работала с навесными орудиями и для междурядной обработки — культивации, прополки, подборки. Тракторы выезжали на  поля с хлопком, подсолнечником, картофелем, бобовыми, сахарной свеклой. Хотя конструкторы понимали, что новая машина менее проходимая на рыхлых и влажных почвах. Один из ее главных недостатков — более четверти машины не участвовало, как говорят конструкторы, в реализации мощности двигателя, а было мертвым грузом. 

Минский тракторный завод 14 октября 1953 года. К концу рабочего дня у главного конвейера тракторосборочного цеха № 2 собрались рабочие, мастера, конструкторы, технологи. Все они пришли посмотреть на рождение первенца-пропашника. 

На часах 17.16. Под сводами производственного корпуса раздался мощный рокот мотора. Трактор МТЗ-2 сошел с конвейера. За рулем — лучший тракторист экспериментального цеха, фронтовик Николай Величкин. Машина сделала стометровый круг возле здания и остановилась у импровизированной трибуны. Начался митинг. Секретарь партийного комитета завода Никоноров заявил, что первый колесный трактор МТЗ — это  первый вклад коллектива в дело  повышения технического прогресса и культуры земледелия.

Так стартовал выпуск первого «Беларуса». Ежедневно в цеховых «молниях» появлялись новые передовики, отличившиеся на его сборке. Слесарь Николай Сахаров, к примеру, при норме 10 за смену собрал 50 поворотных кулаков. Токарь Иван Пашекевич обработал 35 деталей вместо 17 по заданию.

ПЕРВЫЕ тракторы загружали на железнодорожные составы в конце октября 1953-го и  отправляли  в колхозы и совхозы России, Украины, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии. За два с половиной месяца заводчане выпустили около 500 колесных тракторов. 

Самый  первый  МТЗ-2 попал в колхоз «Большевик» Копыльского района. Его  доверили трактористу Савелию Науменко, который целых  16 лет пахал на нем, сеял, подвозил удобрения. Позже ему предложили нового «Беларуса», но Савелий Сергеевич отказался:  трактор, мол,  его не подводит, ни одного капитального ремонта, зачем менять.

Весной 1971 года приближался юбилей завода — 25 лет, и заводчане отыскали трактор Савелия Науменко. Слесари-сборщики цеха опытного производства Иван Киселев, Александр Сорока отреставрировали ветерана: заменили некоторые части, обновили корпус. После этого МТЗ-2 установили возле проходной как памятник. На чугунной плите заводчане оставили надпись: «Первый трактор «Беларус» МТЗ-2, выпущенный 14 октября 1953 года». Первенец сохранился на постаменте до наших дней.

В 1954 году суточный выпуск тракторов увеличился более чем в полтора раза — 27 штук против 17. Производительность труда в некоторых бригадах увеличилась на 59 процентов. У рабочих получилось снизить расход металла на один трактор на 18 килограммов. Молодые рационализаторы внесли около 800 предложений,  экономия — 2,6 миллиона рублей.

Но шло время, росли требования к сельхозмашинам. А у МТЗ-2 была низкая скорость, 13 километров в час, недостаточно передач, он  начал заметно отставать от лучших зарубежных моделей по топливной экономичности, качеству деталей. Конструкторы взялись за разработку новой  модели. Так, на смену МТЗ-2 в 1956 году пришел МТЗ-5 с модификациями, а  впоследствии  появился  МТЗ-7.

Василий ЛАЗАРЕНКО 40 лет проработал главным агрономом ОАО КХП участок «Приграничный» Климовичского района, награжден  орденами «Знак Почета» и Октябрьской Революции:

— Колесные тракторы производительнее. За час мог вспахать два гектара, гусеничный — только половину. Но зато на гусеничном раньше начинали полевые работы — не так часто «тонул». А вот изнашивались они быстрее и расходовали горючего больше, чем колесные. Новый МТЗ-2 мог проработать пять лет безотказно при самом минимальном обслуживании.  

Мать и отец работали в сельском хозяйстве. Отец на МТЗ-2. Помню, в нем застучал коленвал. Отец полез под трактор, не обращая внимания на капающее  масло, подкрутил гайки, достал коленвал, понес в мастерскую. Там его наплавили,  подшлифовали и вперед. 

В современных двигателях есть насос. Если он сломался, лампочка загорается — надо ремонтировать. В МТЗ-2 масло на коленвал подавалось произвольно, черпачками. Много возникало проблем — лучше не вспоминать. 

Но трактор в поле — это уже прогресс.  До них ведь на волах пахали. Лошади тоже были. Помню, был такой случай. Молодому специалисту в первый день работы предоставили лошадь. Она поехала в поле смотреть урожай. Жара, оводы налетели. Ну, лошадь и понеслась. И что интересно, доставила перепуганную девчушку прямо к конторе. Кстати, колхозные председатели долго на лошадях ездили, машины легковые не скоро в деревню поступать стали.

В ТЕМУ

В первую пятилетку Минский тракторный завод превратился в одно из самых крупных предприятий БССР. Выпуск тракторов увеличился с 829 в 1951 году до 18266 в 1955-м. В 1955 году себестоимость трактора снизилась на 22 процента, сверхплановая прибыль составила 8,5 миллиона рублей. План первого полугодия 1955-го по выпуску валовой продукции заводчане выполнили на 102 процента. Среднесуточный выпуск «Беларусов» возрос с 34 в январе до 45 — в июне.

kovalev@sb.by

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter