Второе рождение

Несвижский замок никто и не собирался исключать из списка культурного наследия ЮНЕСКОВ прошлом году в Несвиже побывали 111 тысяч туристов. Наверное, нет такой недели, чтобы сюда не приезжала какая-то делегация. Главным пунктом культурной программы значится посещение жемчужины белорусского зодчества — дворцово-паркового ансамбля князей Радзивиллов. Правда, сейчас гостям приходится довольствоваться лишь внешним осмотром замка. Здесь вовсю кипят строительно-монтажные работы, и даже во внутренний двор попасть весьма проблематично. Но корреспонденту “НГ” удалось совершить небольшую экскурсию по залам и галереям дворца, ознакомиться с тем, как идет реставрация, и узнать, когда же наконец родовое княжеское поместье предстанет взору туристов во всей своей красе.

С резиденцией Радзивиллов связано много загадок и тайн, одна из них — подземные переходы, по которым во время длительной осады местные жители беспрепятственно добирались до водных источников. Есть версия, что эти ходы даже связывали Несвижский и Мирский замки, а это ни много ни мало почти полсотни километров лабиринтов. Кто знает, возможно, в них затерялась дюжина золотых фигур апостолов, привезенных из Константинополя и считавшихся оберегом клана. Говорят, что апостолы были отлиты из серебра и золота размерами в человеческий рост. В XIX веке они бесследно исчезли.
Пока подземные лабиринты остаются только легендой, на поверхности же благодаря стараниям мастеров из Солигорского стройтреста № 3 легенда рода Радзивиллов постепенно обретает реальные очертания.
Строители усиливают фундаменты, укрепляют стены, сделали межэтажные перекрытия, заполнили оконные проемы. В дворцовый комплекс проложили необходимые коммуникации и провели отопление. В этом году будет полностью завершена отделка фасадов и вымощена прилегающая территория. Так что уже летом туристы смогут любоваться внешним обликом дворцово-паркового ансамбля, гуляя по внутреннему дворику.
На очереди реставрационные работы. Как и несколько веков назад, они ведутся вручную, чтобы, как говорят специалисты, не повредить историю. Важен каждый штрих, подчеркивающий уникальность внутреннего убранства Несвижского замка. Оно и впрямь было достойно восхищения современников.  Даже те скудные сведения, которые дошли до нас, не оставляют сомнения: резиденция князей по красоте и роскоши могла оставить далеко позади многие королевские дворы. В корпусах комплекса насчитывалось 12 залов, среди них Золотой, Гетманский, Мраморный, Рыцарский, Охотничий. Все помещения были богато украшены дубовыми резными панелями, лепкой, позолотой и росписью, паркетами из ценнейших пород дерева. Непременный атрибут интерьера — кафельные и фаянсовые печи, камины. Конечно, теперь от былого великолепия мало что осталось, поэтому реставраторам предстоит тонкая, скрупулезная работа: буквально по крупицам, шаг за шагом воссоздать исторический облик дворца.
Первоначально восстановление Несвижского замка рассчитывали завершить к маю 2010 года. По ходу дела стало ясно, что уложиться в эти сроки практически нереально. Ведь задача состоит в том, чтобы максимально сохранить аутентичность интерьера, оригинальные фрагменты архитектуры, предметы быта и тем самым передать дух средневековой эпохи.
Кстати, на эту деталь особо обратил внимание премьер-министр Сергей Сидорский, который недавно лично побывал на объекте. Он призвал застройщиков и реставраторов не увлекаться “евроремонтом” и не закатывать в бетон историческую ценность.
— Не надо наводить искусственный лоск и красоту, — то и дело наставлял строителей премьер-министр и приводил в пример дворцы и храмы Рима, Иерусалима, лондонский Тауэр. — Вот пример: оставьте нижнюю часть этой кладки в таком же виде, как сейчас, закройте стеклом и сделайте подсветку. История и культура ценны своей самобытностью.
В процессе реставрации возникла еще одна важная проблема — наполнение  отреставрированных залов и галерей историческими экспонатами, связанными с той эпохой. В течение десятилетий многие вещи из коллекции Радзивиллов — мебель, картины, старинная посуда, зеркала, оружие — оказались разбросанными по белу свету. Их уже нашли как минимум в шести странах. Осенью прошлого года в Варшаве представители рода Радзивиллов передали Беларуси два оригинальных прижизненных гравюрных портрета Януша и Николая Радзивиллов, приобретенных на аукционах в Германии. Кроме того, была передана цифровая копия портрета Барбары Радзивилл. Потомки князей надеются увидеть эти подарки в восстановленном замке в Несвиже, а также выразили готовность оказать финансовую помощь в изготовлении качественных цифровых копий портретов Радзивиллов, которые находятся в музеях Варшавы.
Часть экспонатов хранится в музейных фондах Беларуси, с их возвращением, надо полагать, проблем не будет. А кое-что перекочевало и в частные руки. К примеру, одну из люстр нашли на даче бывшего партийного работника.
Особый интерес вызывает дворцовая библиотека. Когда-то здесь хранился почти весь государственный архив Великого княжества Литовского, написанный на белорусском языке, множество исторических хроник и летописей, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. Князья собрали богатейшую коллекцию живописных полотен, старинного ценного оружия из Европы, Азии и Африки, более 20 тысяч книжных томов. К счастью, многие экспонаты сохранились и по сей день. Старинное кресло, стол, книги, рукописные тексты, портреты — немые свидетели прошлого легко переносят нас через столетия и способны многое рассказать о жизни белорусских магнатов.
Заместитель министра культуры Беларуси Владимир Гридюшко сообщил, что на реконструкцию несвижского замка в ближайшие два года потребуется еще около 100 миллиардов рублей. Полностью все работы планируется завершить в 2011 году. На территории дворцово-паркового ансамбля будет своя гостиница, ресторан, а залы дворца в перспективе могут стать местом для официального приема делегаций и различных конференций.
Комментируя шумиху о возможном исключении Несвижского замка из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, заместитель министра пояснил, что этот вопрос никогда даже не обсуждался.
— Методика восстановительных работ ни у кого сомнения не вызывает. Мы, в частности, консультируемся с польскими реставраторами. Да, в свое время нам пришлось разобрать Восточную галерею, потому что ее техническое состояние не позволяло вести работы, там даже фундамента толком не было, стену подпирали деревянными балками. Но решение о демонтаже принимали по согласованию с научно-методическим советом по охране историко-культурного наследия. Сегодня эта галерея полностью воссоздана по своему образу и подобию из тех же кирпичей. Так что оснований для подобных слухов нет никаких.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter