Президент провел совещание по вопросу вторичного использования ресурсов

Вторичное, но полезное

Президент провел совещание по вопросу совершенствования системы сбора вторичного сырья и его переработки

Уже давно никого не удивляет, что бизнес на мусоре весьма доходен. На нем нажито не одно многомиллионное состояние. Правда, деятельность эту для пущей корректности называют сбором, переработкой и утилизацией отходов, часть из которых представляет собой так называемые вторичные материальные ресурсы (ВМР). Однако сути это не меняет. И при грамотном подходе к делу оно позволяет параллельно решать две задачи: экологическую и коммерческую. Отчасти такая система выстроена и у нас. Насколько она эффективна и в каких направлениях ее следует развивать? Этому вопросу было посвящено совещание у Президента.


Немаловажен и еще один аспект. Уровень вторичного использования ресурсов говорит еще и о цивилизованности экономики в целом. Сегодня у нас из твердых бытовых отходов извлекается чуть больше 12 процентов ВМР. Показатели Европы — до половины. И уже из этих цифр видно, что мы только в начале пути. Отходы, непригодные для вторсырья, зачастую используют как топливо для получения тепловой и электрической энергии. Из недр свалок даже добывают газ, на 70 процентов состоящий из метана. Подобные проекты реализуются и в Беларуси, но пока можно сказать, что только пилотные. Каково их будущее? Для нас как страны небогатой на природные ресурсы тема особенно актуальная. Президент заостряет внимание:


— Это важный сырьевой источник, который нам необходимо максимально использовать в хозяйственной деятельности... У нас нет лишних ресурсов. Весь мир этим занимается... Это же огромный ресурс, который мы просто бездарно выбрасываем, не задумываясь, захламляем природу, наносим ущерб здоровью, а потом тратим миллиарды долларов, чтобы лечить людей.


Участникам совещания Александр Лукашенко адресовал конкретные вопросы. Как в целом повысить эффективность работы с отходами, увеличить собираемость и извлечение из них вторичных материальных ресурсов? Как обеспечить полную загрузку уже созданных мощностей для их переработки? Что делается для наведения порядка на полигонах для захоронения отходов? А учитывая, что вопрос имеет значимую экономическую составляющую, надлежит рассматривать его с учетом практики партнеров по Таможенному союзу — России и Казахстана.


Тема на президентский уровень вынесена не впервые. В 2009 году Александр Лукашенко своим указом утвердил Государственную программу сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья на 2009 — 2015 годы. В 2012 году был подписан еще один указ, устанавливающий принцип расширенной ответственности производителей и импортеров товаров за их последующую утилизацию, а также сбор, обезвреживание и использование отходов. Поставщикам предоставлен выбор: либо самим наладить такую работу, либо платить специальному оператору, который сделает ее за тебя. Грубо говоря, продаешь газировку — собирай и утилизируй пластиковые бутылки. Не можешь — заплати тому, кто может. Отчасти система заработала. Был создан государственный оператор, на счет которого за год и 4 месяца поступило почти 200 млрд. рублей. В то же время более 2.000 производителей и импортеров и отходы не собирали, и никому за это не платили. И вот за это Президент Правительство критиковал:


— Меня уверяли, что мы внедряем хорошо зарекомендовавший себя во многих странах мира принцип... Предполагалось, что будет простой и прозрачный механизм, обеспечивающий привлечение средств для финансирования развития системы переработки вторичного сырья. Однако анализ ситуации в этой сфере показывает, что пока система не работает так, как мы хотели бы и как ожидали.


Еще один повод для разговора — предложение частной компании принять участие в развитии проекта. Его суть в создании акционерного общества. Такая форма позволит в будущем интегрироваться в европейскую систему «Зеленая точка». Что это может дать? В числе прочих преимуществ соответствующая маркировка теоретически может облегчить нашим товарам доступ на европейский рынок. Второй момент — чисто экономический. Утилизационный сбор производитель, как правило, платит в своей стране. Скажем, на автомобильные шины. Однако мы их утилизируем у себя. И в этом случае, опять же теоретически, можем претендовать на некоторые компенсации. Пусть даже не прямые, а в виде зачета, при поставках какой–либо своей продукции в страну, где купили шины. В общем, инициатива как будто тоже не лишена резона, однако Правительство так не посчитало. Тут уже резонный вопрос задал Президент:


— Я прочитал ваши возражения. Привычная для Правительства ситуация: все не годится, это не то, а вот если вдруг... А кто с вас снимает функции контроля и управления этим процессом? Смешно получается: то же Правительство мне почти каждый день вносит предложения о приватизации и распродаже государственной собственности, а тут вдруг испугались, что в частные руки попадет процесс организации этого дела.


Тем не менее и частник пока не привел однозначных, убедительных доводов, что нынешнюю систему нужно менять кардинально и прямо сейчас. Но на очевидные недостатки указал, и это уже хорошо. Оператор пока остается государственным. Его работу надлежит отшлифовать. Ответственность за доработку проекта соответствующего указа Президента возложена на министра жилищно–коммунального хозяйства Андрея Шореца. А Главе Администрации Андрею Кобякову и Председателю Комитета государственного контроля поручено довести всем реальные задания по сбору вторичных материальных ресурсов. Будет отлажена и полностью загружена существующая нынче система, тогда можно вернуться и к вопросу альянса с частником.


...И важная сопутствующая тема. Весна — время традиционного наведения порядка на земле. Об этом каждый руководитель должен помнить постоянно. Подумалось, что в этом году привычная задача звучит особенно. Скоро к нам приедет много гостей. Мы должны им показать страну в лучшем виде.


Советская Белоруссия №51 (24434). Среда, 19 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter