Вторая жизнь не хуже первой

ВО МНОГИХ странах мира около половины механизированных работ фермеры выполняют машинами, купленными на вторичном рынке. В США и Германии на один новый трактор приходится три подержанных. По данным Национальной ассоциации дилеров тракторных заводов, в США насчитывается 500 предприятий и пунктов по восстановлению изношенной техники. После качественного ремонта и обслуживания ее реализуют через дилерскую сеть.

Мостовский ремзавод на вторичном рынке в прошлом году реализовал более 80 тракторов.

ВО МНОГИХ странах мира около половины механизированных работ фермеры выполняют машинами, купленными на вторичном рынке. В США и Германии на один новый трактор приходится три подержанных. По данным Национальной ассоциации дилеров тракторных заводов, в США насчитывается 500 предприятий и пунктов по восстановлению изношенной техники. После качественного ремонта и обслуживания ее реализуют через дилерскую сеть.

Широкое распространение получила система купли-продажи подержанной и списанной техники в России. Там утверждена программа утилизации машин, отслуживших свой срок. Чтобы получить новый трактор, хозяйство должно сдать старый, причем в таком техническом состоянии, в котором он находился на момент списания. Затем их поставляют предприятиям, занимающимся вторичным рынком. ГОСНИТИ (г. Москва) организовал на своем сайте портал вторичного рынка сельхозтехники, которым пользуются сельхозорганизации, ремонтные и снабженческие организации, агроснабы и другие предприятия АПК. Вторую жизнь приобретают также бульдозеры, зерноуборочные комбайны, почвообрабатывающие и посевные агрегаты.

К сожалению, в Беларуси вторичный рынок сельскохозяйственной техники пока не получил широкого распространения. Но подобные примеры уже имеются и у нас. Капитальным ремонтом прицепов и протравливателей семян для последующей их реализации занимается Светлогорский райагросервис. ОАО «Агрокомплект» (Могилев) и «Гомельагроэнергосервис» реконструируют и модернизуют зерносушилки М-819. Заслуживает внимания опыт работы и областного унитарного предприятия «Мостовский ремонтный завод», который более 10 лет занимается сборкой тракторов «Беларус-80» (82.1) для продажи на вторичном рынке. Специалисты предприятия постоянно накапливают информацию о наличии в сельхозорганизациях тракторов, которые они могут реализовать по договорной цене. Как правило, это списанные, реже — в работоспособном состоянии. Такие машины доставляют на завод, разбирают на узлы и детали. Потом в зависимости от состояния их восстанавливают или выбраковывают. Непригодные запчасти меняют.

Как правило, при сборке трактора используется 70 процентов новых узлов и механизмов. Их поставляют Минский тракторный завод, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, гомельский завод «Гидропривод».

Кроме полнокомплектных тракторов, завод направляет на вторичный рынок восстановленные к «Беларусам-50» (80, 82, 1221) двигатели, задние и передние мосты, коробки перемены передач, муфты сцепления, радиаторы, кабины, валы отбора мощности и другие узлы. На предприятии создан обменный фонд восстановленных запчастей. Вместо неисправного узла сразу можно получить отремонтированный. Как говорится, удобно и выгодно.

Невысокая стоимость тракторов и восстановленных узлов по сравнению с новыми, надежное качество сборки, доступный сервис позволили быстро завоевать авторитет у потребителей, особенно у фермеров, владельцев частных подсобных хозяйств, организаций жилищно-коммунальной службы. Значительная часть тракторов продается в Россию, Украину и Республику Молдова.

На все собранные трактора завод предоставляет гарантийное обслуживание на год. В пределах республики им занимаются выездные бригады. А как быть, если трактор продан в ближнее зарубежье?

— В договорах купли-продажи предусмотрены различные схемы оказания услуг, — поясняет юрисконсульт завода Валентина Коцко. — Так, гарантийное обслуживание подержанных тракторов, поставляемых в Омскую область, — а сельхозпредприятия этого региона постоянные наши клиенты — осуществляется через дилерскую организацию, которой мы «скидываем» цену машины. При поставке тракторов в Республику Молдова, где слабо развит дилерский технический центр, скидка предоставляется непосредственно потребителю. Поэтому устранением возникших неисправностей он занимается самостоятельно.

В прошлом году завод реализовал на вторичный рынок 85 тракторов. Нынче будет меньше. Сдерживает поставку подержанных машин наличие ремфонда. Сельхозпредприятия не всегда дают согласие на продажу списанной техники, считают, что лучше разобрать на запчасти, а если и дают, то она поступает разукомплектованной, многие узлы неремонтнопригодны.

— Учитывая, что в республике ежегодно списывается более трех тысяч отечественных тракторов, необходимо принимать кардинальные меры по развитию вторичного рынка этой и другой сельскохозяйственной техники на уровне Минсельхозпрода, — считает заместитель директора по научной работе Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор Анатолий Сайганов. — В первую очередь необходимо создать единую общедоступную базу данных о наличии списанных, неработоспособных машин, которые сельхозорганизации готовы реализовать на вторичном рынке. Это позволит улучшить техническую оснащенность сельхозпредприятий, прежде всего низкорентабельных, которые не имеют финансовых возможностей покупать новую технику или приобретать ее на условиях лизинга.

Чтобы вторичный рынок получил распространение, этот процесс нужно узаконить: принять нормативно-правовой документ, согласно которому можно будет организовать централизованный сбор тракторов и другой сельхозтехники, отслужившей свой срок, и передать ее ремонтному предприятию для полного восстановления, пояснили ситуацию в Главном управлении механизации и технического прогресса с Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода.

А пока она не в пользу вторичного рынка. Согласно законодательству, списанная техника подлежит разборке на узлы и детали для дальнейшего использования в сельхозорганизации, а непригодные запчасти сдаются в металлолом.

Михаил ЯГЕЛО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости