Вторая сторона медали

Цифры, по сути, безмолвны, сухи и точны. Эмоции примешиваются при их интерпретации, а поэтому и появляются искажения. Так получается и с некоторыми исследованиями по развитию малого и среднего бизнеса в республике, которые проводят независимые аналитические организации

Цифры, по сути, безмолвны, сухи и точны. Эмоции примешиваются при их интерпретации, а поэтому и появляются искажения. Так получается и с некоторыми исследованиями по развитию малого и среднего бизнеса в республике, которые проводят независимые аналитические организации.

Скажем, Институт приватизации и менеджмента (не новичок в этом деле) провел недавно опрос предпринимателей, опросив в общей сложности около 410 представителей малого и среднего бизнеса. Методологию соблюли четко, как и репрезентативность выборки. Получились интересные и даже неожиданные цифры, которые лишний раз доказали, что отечественный бизнес пребывает не в самом лучшем состоянии. По самым разным причинам. Но некоторые аналитики увидели одну стандартную проблему: засилье госрегулирования. Даже посчитали: если бизнес пустить в свободное плавание, то можно сэкономить 3,3 млрд. долларов. Конечно, либерализация экономики — модная западная идея. Только ее там проповедуют начиная с английской буржуазной революции. Поэтому и бизнес-культура там другая, которая без «надзирателя» может существовать мирно и цивилизованно. А судя по цифрам ИПМ, отечественные предприниматели еще должны перекреститься, что руководители госорганов их опекают, несмотря на все жалобы и стоны бизнесменов. 

Итак, что же мешает отечественному бизнесу совершить экономическое чудо в нашей республике? В своем опросе ИПМ попросил коммерсантов проранжировать интенсивность 17 различных препятствий. На первом месте «жалобной книги» традиционно оказались высокие налоги (71,5 %) и сложная система налогов и других обязательных платежей (67,7 %). Впрочем, цифры вполне прогнозируемые, и они еще долго не будут снижаться. Учитывая объемы «серой» экономики, привычка платить налоги, в принципе, выработалась еще далеко не у всех. А поэтому любое «бремя» будет восприниматься как непосильно тяжелое. Да и, в принципе, когда речь заходит о налогообложении, то недовольны предприниматели почти любой страны. 

Но тормозят частную инициативу в нашей стране, оказывается, не только налоги, но и слишком сильная конкуренция на рынке (50,5 %). Почетное третье место этой проблемы в топ-десятке выглядит более чем странно. В республике реально нет еще ни одного сегмента на рынке потребительских товаров, который по насыщенности мог бы сравниться с европейским рынком. По мнению большинства маркетологов, только в некоторых товарных группах можно говорить о начале хоть какой-то реальной конкуренции: пиво, жевательная резинка, кофе, молоко, продукты мясопереработки... Немало европейских инвесторов, которые на предприятиях, зарегистрированных в свободных экономических зонах, выпускают потребительские товары, не берут дивиденды, а все до копейки вкладывают в развитие предприятия. Ибо в Евросоюзе в отличие от нашей республики все рыночные ниши давно заняты, и, чтобы перекроить их в свою пользу, необходимы оригинальные маркетинговые идеи в широком их понимании и миллионные инвестиции. Доли рынка там завоевываются не процентами в месяц, как в Беларуси, а иногда сотыми долями в год. 

И тем не менее 75 % отечественных бизнесменов считают, что конкурентов у них много. И возникает вопрос: как будет выживать частный бизнес, если вдруг взять и неожиданно либерализовать экономику на европейский лад? Ведь тогда на белорусский рынок хлынут иностранные производители. Готовы ли наши коммерсанты бороться с ними по европейским правилам экономического регулирования? Сомневаюсь. Ибо 37 % опрошенных бизнесменов пожаловались на «нехватку собственных средств для развития фирмы». Кроме того, 42,5 % указали на такое препятствие для бизнеса, как «отсутствие необходимой квалификации для руководства фирмой», а 33,4 % — на «отсутствие хороших идей, как вести бизнес». В некоторой степени это объясняет и проблему конкуренции, и чрезмерного налогового бремени. Ну как можно добиться успеха, просчитать варианты легальной минимизации налогооблагаемой базы, если образования не хватает, с идеями проблема, а нанять умных специалистов-консалтеров денег нет — немало еще пытаются финансировать свое дело по старинке, исключительно из собственного кармана. 

Поэтому и издержки на налоговое администрирование большие. Уже сколько лет об электронном документообороте говорим, а упорно его не внедряем. И денег жалко на умные программы, и перспектив в автоматизации не видим. Белорусские IT-компании отмечают: основные потребители делового ПО — крупные субъекты хозяйствования. Лет пять назад корпорация «Intel» пыталась реализовать в Беларуси программу помощи в компьютеризации малого бизнеса. Аналогичные акции американская корпорация провела в России, Украине, ряде стран Восточной Европы и почти с нулевым результатом — в Беларуси. Коммерсанты пришли на семинар, послушали про выгоды эксплуатации серверных станций даже для небольших фирм и равнодушно разошлись. 

Теперь о регулировании экономики. Оно есть в любой стране, просто в Европе общественные предпринимательские организации и нравственно, и морально доросли до того, чтобы государство могло им делегировать ряд своих полномочий по регулированию определенных вопросов экономики. В той же России предприниматели совместными усилиями финансируют работу НИИ, которые занимаются разработкой и экспертизой законодательных актов в области экономики. Окончательные решения принимают правительство и парламент, но бизнесмены за свои средства нанимают ученых-профессионалов, чтобы они заранее могли просчитать последствия того или иного нововведения. 

У нас же предпринимательские объединения развиты слабо и среди представителей бизнеса не сильно популярны. По данным ИПМ, только 10,3 % представителей малого и среднего бизнеса являются членами предпринимательских союзов. Получается, что реально каждая такая организация выражает мнение только нескольких процентов предпринимателей. Если государство делегирует таким «общественникам» свои полномочия, то от госрегулирования мы опустимся до олигархического управления. Кстати, 47,2 % предпринимателей ответили, что вообще ничего не готовы делать для улучшения бизнес-климата в стране. Правда, 11,5 % готовы материально поддержать движение в сторону прогресса, а 27,6 % выразили желание участвовать в подготовке документов для улучшения бизнес-климата. 

Словом, цифры говорят, что пока отечественный бизнес практически не готов к существованию без опеки государства. Действительно, если государство откажется от ряда регулирующих функций, то уменьшатся и издержки, но кто возьмет на себя расходы по содержанию инфраструктуры, которой пользуются и частные предприятия? Не будет ли коммерция развиваться по законам «дикого» рынка? Причем тогда бизнесменам придется столкнуться с более серьезными «коллегами». И защитить от их претензий будет некому. Вот она, вторая сторона медали. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter