Вторая скрипка?

Далеко идти за ответом на, увы, риторический вопрос о месте папы в семье не пришлось: говорить о необходимости повышения социальной роли отцов в воспитании потомства за импровизированным “круглым столом” собрались одни мамы — начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Беларуси Александра ЛисовскаЯ, председатель общественного объединения “Белорусская ассоциация многодетных родителей” Татьяна КравЧенко и заместитель председателя Комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член президиума общественного объединения “Белорусский союз женщин” Анна Бурова. Обошли стороной в этот день общественный пресс-центр Дома прессы даже представители известной в стране организации “Защита прав отцов и детей”. “Вот и отыграли свою роль наши папы”, — мрачно пошутил кто-то из присутствовавших...“Что ж, — не растерялись наши гостьи, — раз мужчины отмалчиваются, берут слово женщины. Поверьте, нам есть что сказать!”

А.Лисовская:
— Начну с того, что напомню о тех мерах, которые принимает государство для выхода из демографического кризиса: выплачиваемые пособия в связи с рождением ребенка, пособия на детей до трех лет, бесплатное обеспечение продуктами питания малышей первых двух лет жизни, воспитывающихся в малообеспеченной семье (кстати, под эту категорию автоматически попадают женщины, родившие ребенка вне брака и не имеющие сведений об отце)... Трехлетний декретный отпуск по уходу за детьми в нашей стране — один из самых длительных в мире. К примеру, в Сирии он не превышает шести месяцев, в большинстве стран Европы колеблется от полутора до двух лет. Сразу хочу сделать уточнение: обычно, говоря обо всех этих мерах, мы чаще делаем акцент на заботу государства о матерях. Но ведь все, что предпринимается с целью повышения рождаемости и обеспечения достойной, качественной жизни малыша и его мамы, напрямую связано с помощью отцу, главе семейства, и призвано сплотить союз двух людей. К сожалению, факты говорят не в нашу пользу: если за прошедшие десять месяцев 2007 года число браков возросло на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то число разводов увеличилось на 16 процентов. А ведь давно известна печальная истина: разведенные отцы в большинстве случаев с течением времени утрачивают все связи с детьми от предыдущего брака. Получается, в погоне за материальной помощью матерям и детям мы упустили какую-то важную моральную деталь в отношении отцов.
Т.Кравченко:
— К сожалению, роль папы в современном белорусском обществе оставляет желать лучшего. Функция главы семьи для большинства представителей сильного пола заключена в следующем: я зарабатываю деньги, а ты, жена, веди хозяйство и расти детей. Это в корне неправильная позиция. Отсюда и все наши проблемы, с которыми в Белорусской ассоциации многодетных родителей сталкиваются ежедневно: мужчина разводится с женой и через суд требует выписать  сына-младенца из своей квартиры, отец ребенка-инвалида бросает семью потому, что, по его признанию, “не выдерживает моральной ноши”. 22 процента многодетных семей в республике (около 355 тысяч) — это неполные семьи. 337 тысяч из них возглавляют женщины, матери. И только в 18 тысячах неполных семей главную роль на себя берут отцы. Но это — скорее исключение из правила. Вспоминаю пример многодетной женщины, от которой ушел муж. Он, недолго думая, создал новую семью, наплодил еще детишек. В ответ на вопрос, почему он не участвует в воспитании детей от первого брака, сей достойный джентльмен произнес сакраментальную фразу: “Я считаю, они сами должны себя воспитывать — их много, старшие пусть помогают младшим”. О чем тут еще можно говорить?!
А.Бурова:
— Думаю, не стоит обобщать: есть нерадивые отцы, но хватает и бессовестных матерей. Возможно, снижение социальной роли главы семейства вызвано тем, что СМИ, литература, кинематограф на протяжении многих десятилетий воспевают женщину-мать и как-то упорно умалчивают о том, кто имеет не меньшее отношение к рождению ребенка, к воспитанию в нем личности — об отце. Приведу недавний пример: когда на прошлогодней церемонии вручения ордена Матери на сцену выходила вся счастливая семья, женщине дарили цветы, произносили слова поздравлений, желали счастья, терпения, упорства и т.д. Для стоящего рядом со своей женой отца семейства не находилось ни малейшего подарка, пусть даже чисто символического! Как будто его и нет вовсе — мужчины, супруга, отца и воспитателя... Мы много и красиво говорим о празднике 8 Марта, отмечаем День матери, Год матери, Год ребенка, а для мужчины остается одна единственная в году дата — 23 февраля, и то считающаяся Днем защитника Отечества. Не раз Белорусский союз женщин выступал с инициативой учредить в республике праздник День отца — прежде всего для того, чтобы дети имели возможность сказать “спасибо” своим папам. А в идеале — для поднятия той самой социальной роли отцов в семье.
Т.Кравченко:
— Не уверена, что провозглашение такого праздника что-то существенно изменит в отношении мужчин к своим отцовским обязанностям...
А.Лисовская:
— Но ведь все надо делать поступательно! И День отца — прекрасный первый шаг на пути к уравниванию прав наших родителей на слова признательности от своих детей. Если мы дали возможность мужчинам наравне с женщинами брать декретный отпуск по уходу за ребенком до трех лет, больничный по уходу за сыном или дочерью, прорабатываем вопрос о предоставлении одинокому отцу права на один дополнительный выходной в неделю, что уже давно закреплено законом в отношении одиноких матерей, то почему бы не отблагодарить достойных отцов на государственном уровне, введя в стране подобный праздник? Конечно, дело не в дополнительном “красном дне календаря”, но не будем забывать, что “Москва не сразу строилась”!
Корр.:
— Будущего папу воспитывает его мама. Получается, что сегодняшние проблемы с социальным статусом отцов — во многом вина женщин старшего поколения, а уж если уходить в историю, то не лежит ли в зачатках кризиса семьи четкое разделение обязанностей на “женские” и “мужские”? Отсюда и “непосильная моральная ноша”, и убеждение, что дети должны воспитывать друг друга, и установка современных мужчин на то, что уход за ребенком — неважно, идет речь о пеленании младенца или покупке школьной формы для второклассника, — обязанность жены.
А.Бурова:
— По всей видимости, мы действительно совершаем большую ошибку, воспитывая в наших сыновьях так называемую “мужскую линию поведения”. Конечно, за этими громкими словами стоит желание матери сделать из мальчика в будущем настоящего мужчину. Только вот давайте зададим себе вопрос: а кто он, сегодняшний настоящий мужчина, отец семейства? Посмотрите, что происходит в семье, где растет сынишка: его не приучают выносить ведро, мыть посуду, делать уборку, мотивируя это тем, что домашние обязанности — целиком женское дело. Некоторые добрые мамы поступают и того “лучше”: за каждую вымытую после ужина тарелку рассыпаются в благодарностях мальчугану, словно он совершил нечто сверхъестественное, достойное восхищения.  Неудивительно, что, вырастая, новоявленный отец семейства “скидывает” ведение домашнего хозяйства и воспитание детишек на плечи своей жены, которая, к слову, так же, как и он, работает минимум по восемь часов в сутки. Домостроевские принципы изживают себя в наш век гендерного равенства. Женщинам покоряются все больше сфер жизни — политика, экономика, наши дамы вовсю осваивают технику будущего, водят общественный транспорт, возглавляют государственные ведомства, открывают свой бизнес, идут в науку, а вот большинство мужчин как-то тормозят в процессе социальной эволюции, ни за что не желая постигать премудрости семейного быта...
Т.Кравченко:
— Я вырастила четверых сыновей, для которых никогда не делала разграничения обязанностей на “женские” и “мужские”. Они помогали мыть полы в квартире, посуду после еды и не считали эту работу недостойной их высокого звания Мужчины. Паренек, который с детства приучен уважать труд женщины, своей матери, в будущем станет отличным семьянином. Если муж и жена будут наравне участвовать в ведении домашнего хозяйства, походах на рынок, то и ухаживать за малышом, воспитывать его они без труда научатся вместе.
А.Бурова:
— Я считаю большим упущением системы образования отсутствие в школьных программах курса семейного воспитания. Мальчикам и девочкам необходимо с детства давать уроки этики и психологии семейной жизни, но не в таком виде, в каком этот предмет прошел через всю советскую систему среднего образования, а в духе нынешнего времени. Нужно изучать психологию друг друга, чтобы не питать в дальнейшем иллюзий по поводу того, что мы можем перевоспитать партнера и заставить его взглянуть на жизнь нашими глазами. Слишком различна природа мужчины и женщины, к этому надо готовиться, чтобы не было в будущем типичных сегодня ситуаций с расторжением брака по причине несоответствия характеров. Отличным стартом для уроков семейной психологии могут стать ролевые игры: старшеклассникам предлагается сымитировать семейный конфликт, девушки и юноши должны предложить свои варианты решения кризисной ситуации, обсудить их, попытаться понять друг друга.
А.Лисовская:
— Обратите внимание, как младшеклассники настроены по отношению к своим сверстницам! Недавно водила внучку в театр и наблюдала картину: мальчишки словно срывают зло на девочках, дразнят, выпихивают из троллейбуса. Разумеется, есть понятие детской агрессии, переходного возраста. Но когда явление приобретает массовый характер, стоит задуматься. В конце концов, этот злой мальчуган — чей-то будущий муж...
Корр.:
— От темы повышения социальной роли отца в семье мы как-то плавно перешли к обсуждению отношений мужчины и женщины в супружестве. И все-таки предлагаю вернуться к нашим папам. Давайте вспомним, что в средние века дети воспитывались в женском обществе до определенных лет, а затем возникала необходимость выйти из-под материнской опеки и попасть под надежное крыло отца — сильного, смелого, умного. Именно отцовское воспитание ценилось превыше всего. Сегодня рядом с ребенком в основном мама. С колыбели и до зрелых лет. Чего не хватает сегодняшним отцам, чтобы появилась возможность вернуть гордость и уважение их почетному “титулу”?
А.Лисовская:
— Что касается праздника День отца, то это вопрос решаемый.
Корр.:
— А дальше? Ведь проблема значения роли отца в семье возникла не только потому, что за 365 дней в году не находится ни одной официальной даты, чтобы можно было подарить своему родителю открытку с пожеланиями оставаться лучшим папой в мире.
Т.КравЧенко:
— Папам сегодня не хватает культуры воспитания.  Или, если угодно, перевоспитания.
А.Бурова:
— Да, чтобы заставить отца морально участвовать в жизни собственного ребенка, необходимо прививать мужчинам моду на семейственность. Можно, конечно, перенять опыт европейских стран, когда папам вменяется в обязанность отсидеть со своим ребенком месяц в декретном отпуске и получить за это материальное вознаграждение. Но все же без осознанного понимания мужчиной того факта, что ребенок нуждается не только в отцовских деньгах, но и в общении с папой, в его ласке, заботе, умении направить в нужную сторону при выборе жизненного пути, умении подсказать правильное решение и дать мудрый мужской совет, — ничего у нас не получится. Отец должен быть — молодец!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter