В Большом театре стартуют премьерные показы многострадальной оперы «Саломея»

Вторая попытка «Саломеи»

Новый, 86–й сезон, в Большом театре Беларуси должна была открыть опера «Саломея» Рихарда Штрауса. Премьерные спектакли были назначены на начало сентября, но пройдут сегодня, завтра и послезавтра — с 18 по 20 октября. Почти на месяц показы были перенесены, такое случилось впервые в практике нашего театра. Перенесли из тех соображений, что сентябрьская премьера неудачно соседствовала в календаре с духовным праздником. Сейчас все даты, будем надеяться, выверены, за прошедший месяц артисты еще лучше отрепетировали спектакль и будут в ближайшие три дня уверенно себя чувствовать в сложнейших вокальных партиях. Штраус — это высота, которую театр готовился взять 10 сезонов подряд. И, наконец, подошел к своей лучшей форме.



В большом зале выстроены захватывающие дух декорации российского художника Гарри Гуммеля — бескрайние пески Иудейской пустыни, как начало мира. Диск луны на арьерсцене сделался правильным и блестящим, как отполированный серебряный щит. О него, к слову, разбились несостоятельные претензии к спектаклю как к чему–то безнравственному. Мы побывали на прогоне многострадальной премьеры и лично убедились, что в постановке нет эротического подтекста, а знаменитый танец семи покрывал, о котором столько говорят и спорят, настолько невинен, что его можно показывать на утренниках. Семь балерин в радужных одеяниях здесь больше похожи на шоколадное драже, чем на детей порока.


Режиссер Михаил Панджавидзево время репетиции
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Напомним, в сентябре на одну из генеральных репетиций были срочно вызваны сразу две комиссии — художественный совет Министерства культуры по музыкальному искусству и Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости. Оба состава профессиональных зрителей, к счастью для театра, не нашли ничего крамольного и с легким сердцем выпустили оперу в люди.
Не скрывал тогда радости режиссер Михаил Панджавидзе. Ликовали вместе с режиссером и его коллеги. В частности, театр с победой поздравил композитор Александр Журбин:

— Гениальное творение Рихарда Штрауса, идущее на всех оперных сценах мира, будет жить в Минске и пользоваться огромным успехом.

От постановок в Мариинском театре в Санкт–Петербурге или в московской «Новой опере» минская «Саломея» будет отличаться хореографическим прологом. Под симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» балетмейстеры Константин Кузнецов и Юлия Дятко в самом начале спектакля расскажут библейскую историю зарождения христианства. Для артистов балета это определенный вызов — им необходимо задать ритм и настроение известной опере, эксперимент любопытный и оправданный, блуждающий в песках Иоканаан выглядит здесь фигурой эпической и несгибаемой. Неудивительно, что девчушка Саломея немедленно влюбится в могучего в своих убеждениях пророка с божественным голосом (Владимир Петров в партии Иоканаана основателен, громогласен и просто великолепен, в другом составе эту роль исполнит Станислав Трифонов). С последними тактами поэмы на сцене появится большущий корабль пороков — ах, Гарри Гуммель и команда построили на сцене настоящий «Титаник» — выход лайнера на сцену одно из самых сильных впечатлений от постановки. Корабль Ирода (в этой партии блистает приглашенный из «Новой оперы» солист Дмитрий Пьянов, другой состав — наш тенор Юрий Болотько) застревает на сцене с нарядными и нравственно себя исчерпавшими пассажирами на борту. Это уже история наших дней, мы увидим современную Саломею и нынешнее общество, и то, к чему нас привела история развития цивилизации за многие лета. Судя по тому, что режиссер называет саму посудину «кораблем грехов», выводы он делает самые неутешительные:

— Действие развернется очень стремительно: арест Иоанна Иродом, разговор Иоанна с Саломеей (когда она признается ему в любви, а тот приходит в ужас, потому что он произносил слова духовной проповеди!), программный «Танец семи покрывал» и требование Саломеи казнить Крестителя. И финал более чем правомерен: порочное общество переступило черту, которую переходить было нельзя. Поэтому «корабль пороков» обречен на гибель...

Тот самый танец семи покрывал — невинный и лирический

Осовременивание классики — прием на театральных подмостках вовсе не новый, хотя для нашего Большого театра, предпочитающего музейные каноны, это все–таки риск и новаторство. Приступая к репетициям, Михаил Панджавидзе в интервью «СБ» («Первый танец Саломеи», 15.06.2018 г.) говорил о том, что всерьез обеспокоен современным состоянием западной цивилизации: «Сейчас она снова гибнет, как уже гибла когда–то». Будем надеяться, потрясающей красоты музыка Рихарда Штрауса не даст этому случиться: все плохое исчезнет в песках, а хорошее — премьеры и художественный поиск — всегда будет оставаться в театральной афише. Добавим, что за дирижерским пультом три вечера подряд — Виктор Плоскина. Заглавную партию 18 и 19 октября исполнит сопрано Екатерина Головлева — афиши с ее изображением в образе Саломеи полюбились многим минчанам–меломанам, уж очень эффектна! 20 октября в образе Саломеи выступит Татьяна Третьяк, которая по–своему и очень трогательно решает роль несчастной дочери Иродиады (Оксана Якушевич, Екатерина Михновец). Все билеты на три премьерных дня в кассах проданы. Аншлаги в оперном театре становятся привычным делом, что не может не радовать. И в добрый путь!

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter