Значительная (пожалуй, даже подавляющая) часть мировой торговли осуществляется по правилам ВТО, и это одна из причин, почему при всей критике этой организации — а критикуют ее много и охотно — никто ее не покидает, а наоборот, в нее продолжают стремиться, как это делает, например, Беларусь: в долгосрочной перспективе объемы международной торговли будут расти. А значит, ВТО нужно не просто критиковать, а повышать ее эффективность и реформировать. Необходимость реформ очевидна: организация, созданная в 1993 году, отстает от времени.
Например, в мировом ВВП значительно выросла доля торговли, которая приходится на развивающиеся страны — такие, например, как Китай или Индия, а значимость промышленно развитых стран, которые доминировали в мировой торговле до окончания Уругвайского раунда многосторонних переговоров, наоборот, ослабла. Уругвайский раунд международных торговых переговоров начался в 1986 году в Пунта-дель-Эсте и завершился как раз созданием Всемирной торговой организации, пришедшей на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Развитые страны говорят о том, что в последние годы из-за изменения структуры торговли их выгоды от членства в ВТО уменьшились по сравнению с преимуществами, которые обрели развивающиеся страны. Причем эти государства преимущества обретали, но при этом их обязательства перед мировым торговым сообществом не увеличивались. И это одна из причин, почему в развитых странах все громче говорят о необходимости пересмотра прав и обязательств в ВТО.
Другая причина, из-за которой говорят о необходимости реформ, — бурное развитие цифровой экономики. Рост частных инвестиций в эту сферу уже превышает рост национального дохода во многих промышленно развитых странах, к тому же в отличие от материальных активов инвестиции в нематериальные активы (а цифровые технологии именно такие активы и есть) перенесли глобальный финансовый кризис значительно лучше. При этом отдельного свода торговых правил, которые охватывали бы цифровую экономику, сегодня не существует, как нет и официального отслеживания мер, принимаемых отдельными правительствами и влияющих на этот вид экономики. По действующим правилам ВТО цифровая экономика подпадает по регуляции для сектора услуг, но этот свод правил давно не обновлялся, и прогресса в переговорах на этот счет нет. Поэтому значительная часть этой экономической деятельности проходит вне правил многосторонней торговли. Немного странно, да?
Третий комплекс проблем, к которым ВТО даже не подступается, — угрозы, вызванные изменением климата, и меры по их — угроз — сокращению. К мировой торговле эти вопросы тоже имеют отношение, хотя и затрагивают ее по-разному. Чиновники уже предупреждают, что некоторые правила ВТО придется пересматривать. Но пока для этого ничего не делается.
Так что основная проблема для Всемирной торговой организации сегодня — даже не то, что уходящий президент США Дональд Трамп, будучи противником многосторонних соглашений, всячески препятствовал работе организации. Президент США — всегда серьезный противник, это факт, но все же главный враг ВТО, как мне кажется, — она сама. Мир шагнул вперед, в нем произошли колоссальные изменения, а архитектура ВТО осталась прежней. И теперь она просто не успевает за изменениями. Если организация хочет выжить (а она, несомненно, хочет), ей нужно ускориться, измениться и, конечно, реформироваться. Сможет ли?
plesk@sb.by