Выгоды и риски вступления в ВТО

ВТО что надо

Наша страна приступила к завершающей стадии переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию. Ожидается, что уже в следующем году мы пополним этот клуб. Пока же на февраль запланирован очередной раунд переговоров в Женеве. Чем вызван интерес к этой организации? И чем обернется для потребителей и производителей вступление в ВТО? Об этом нам рассказал заведующий сектором исследований проблем внешней торговли Института экономики Национальной академии наук Дмитрий Береснев.

— Дмитрий Викторович, если коротко и самое основное — зачем нам вообще членство в ВТО?

— Во-первых, на условиях и принципах этой организации сегодня работает практически весь цивилизованный мир. Почти 98 процентов мировой торговли так или иначе ведется с использованием механизмов ВТО. Имея открытую экономику и продавая за рубеж около 70 процентов всех товаров и услуг, Беларусь крайне заинтересована в преференциальном доступе на внешние рынки. Поэтому мы не можем игнорировать эту структуру. Во-вторых, все наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу уже там. Чтобы быть с ними на равных, понимать, как они работают, нам надо двигаться в одном русле. В-третьих, большим плюсом для нас может стать возможное повышение инвестиционного и кредитного рейтинга страны. 

— Но есть мнение, что нынешняя мировая экономическая система сконструирована США после Второй мировой войны. Доллар как мировая валюта, МВФ, Всемирный банк, ВТО — все это создавалось Западом в своих интересах. И вряд ли там готовы радеть за чужих и помогать конкурентам...

— Практика разрешения судебных процедур в формате ВТО показывает, что там нет явного диктата в отношении небольших государств. Другое дело, что если страна обладает серьезными финансовыми ресурсами, то у нее намного больше возможностей выиграть торговый спор. Поэтому важно иметь высококвалифицированных, опытных юристов, знающих международное право, способных просчитывать ситуацию на два шага вперед и грамотно отстаивать интересы Беларуси на этой площадке. Ведь основные ограничения, которые возникают сейчас на рынках, связаны не с таможенным тарифом. Скорее, большее значение имеют нетарифные барьеры. Но в развитых странах научились их грамотно применять и в большинстве случаев все сводится к банальным стандартам. Если ваша продукция не обладает качествами, соответствующими этому стандарту, то вы не получаете доступ на рынок. То есть прямых запретов, противоречий нормам ВТО здесь нет. Пожалуйста, экспортируйте, но соответствуйте стандарту. Поэтому наивно ожидать, что со вступлением в ВТО перед нами откроются сразу все двери и окна. Одномоментного роста экспорта ждать не стоит. Но “поварившись” в этой среде, наши специалисты тоже станут более опытными и смогут более уверенно защищать интересы страны.

— Тем не менее членство в этой организации снижает торговые барьеры для предприятий. Продавать белорусские товары за рубежом станет проще. В то же время шире откроются шлюзы для импорта. В страну придет больше конкурентов. Если, скажем, на рынке у нас появится больше “Вольво” и “Мерседесов”, не задушат ли они МАЗ?

ФОТО SOCIOLOGYDISCUSSION.COM
— Надо понимать, что по сути наша страна уже работает по правилам ВТО, поскольку ее членами являются наши главные партнеры — Россия и Казахстан. У нас есть единый таможенный тариф, который согласован с учетом обязательств России перед ВТО. И для Беларуси важно присоединиться к этой организации на условиях не хуже, чем у России. В таком случае не следует ожидать серьезного захвата нашего рынка иностранными производителями. 

С другой стороны, те предприятия, чья продукция сориентирована на внутренний белорусский рынок, могут столкнуться с более жесткой конкуренцией со стороны зарубежных коллег. В наиболее уязвимом положении находятся легкая промышленность, сельское хозяйство. 

— Резонно возникает вопрос: насколько готовы наши предприятия к новым правилам игры? Смогут ли белорусские производители работать без большинства ныне действующих мер нетарифного регулирования и господдержки?

— Здесь, повторюсь, многое будет зависеть от того, на каких условиях мы будем вступать и каким будет уровень господдержки по чувствительным для нас позициям. Ведь то же сельское хозяйство в большинстве стран дотируется. Причем западные фермеры получают не меньше, а то и больше поддержки от государства, чем белорусские. Евросоюз на поддержку агросектора тратит треть годового бюджета. Французские фермеры на закупку новой сельхозтехники могут привлекать средства под 3—4 процента годовых. В США, кроме прямой поддержки, оказывается косвенная. Она предполагает получение малоимущими жителями страны ежемесячных дотаций на продукты питания. Для сглаживания возможных негативных последствий от вступления в ВТО Беларусь также должна добиться преференций для уязвимых отраслей экономики.

Безусловно, и сами руководители предприятий должны учиться жить по-новому, больше и выгоднее продавать, получать прибыль. Хочешь научиться плавать — надо лезть в воду. В этом смысле очень кстати пришелся указ Президента, ограничивающий господдержку субъектам хозяйствования. Деньги должны получать только эффективные производства под конкретные проекты.

— А что выиграет рядовой потребитель от вступления в ВТО? Повлияет ли это на цены в магазинах? Иные уже говорят о том, что дешевле станут швейцарские сыры, бельгийский шоколад, итальянские вина...

— К сожалению, я не обладаю конкретной информацией о ходе переговоров по вступлению в ВТО, потому что она засекречена. Поэтому не могу сказать, на каких условиях мы сейчас договариваемся по сырам, вину или, например, легковым автомобилям. Но в целом можно ожидать, что по некоторым импортным товарам ставки ввозных таможенных пошлин могут снизиться и они станут дешевле. Также можно ожидать более полного насыщения белорусского рынка потребительскими товарами тех категорий, что не производятся у нас.

Но тут надо помнить о другой стороне медали. В частности, всем известно качество белорусских продуктов. Во всем мире их ценят за натуральный вкус, экологичность. И как обыватель я естественно проголосую рублем за более чистую продукцию. Кроме того, по каким-то позициям на внутреннем рынке существенна доля отечественного производителя. И выбирая продукцию зарубежного производителя, мы вольно или невольно “губим” свое производство. А это означает потерю рабочих мест, снижение налоговых поступлений в бюджет, сокращение социальных расходов и так далее. В общем, тут есть о чем задуматься и потребителям, и производителям, которые должны научиться выпускать более качественную и конкурентоспособную продукцию.

— По мнению некоторых экспертов, экономические санкции, которые вводят США в отношении других стран, торговые войны подрывают идею свободной торговли, которая лежит в основе ВТО. Отсюда делается вывод, что организация себя исчерпала. Слухи о ее грядущей смерти преувеличены?

— Система ВТО во многом сама привела к такой ситуации. В последние годы многие страны стремились заключать двусторонние, региональные соглашения в ущерб многосторонним. На сегодня таких соглашений в рамках ВТО уже более 280. То есть по сути все государства так или иначе имеют какие-то преференциальные, льготные режимы по отношению друг к другу. И ожидать, что, присоединившись к ВТО, Беларусь тут же получит режим наибольшего благоприятствования, не приходится. Все равно какие-то страны будут в более выигрышном положении друг к другу, чем к нам. Поэтому давно идет речь о том, что надо что-то менять. Сейчас все это актуализировалось в связи с протекционистской политикой США. 

Но я не стал бы драматизировать ситуацию. В конце концов, никто не знает, как поведут себя США после Трампа. К тому же это не единственный игрок мирового рынка, хотя и самый крупный. Пока ВТО нужна всем, и страны получают от нее больше плюсов. Однако вступление в эту организацию не должно быть для нас самоцелью. Важно твердо и последовательно занять и отстаивать на переговорах выгодную для себя позицию и действовать в своих национальных интересах.

Досье “НГ”

Всемирная торговая организация в ее нынешнем формате была создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Она является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле. Сегодня в ВТО входит 164 страны. Бюджет организации в 2018 году — 173 миллиона евро. Беларусь ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года. 

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter