От чего зависят стоимость и качество коммунальных услуг?

Всё включено

Узнал недавно прелюбопытнейший факт. Оказывается, на единый диспетчерский номер 115 в Минске каждые сутки звонят до 12 тысяч минчан. Нехитрые расчеты показывают, что каждую минуту в контакт-центр за скорой коммунальной помощью обращаются около десяти человек. На первый взгляд принцип взаимоотношений потребителей и коммунальщиков прост и понятен, как химическая формула воды: мы платим за коммунальные услуги деньги и вправе рассчитывать, что в домах у нас всегда будут тепло, газ, вода, а любую проблему специалисты устранят быстро и профессионально. Однако в реальности все обстоит не так гладко. По статистике, почти каждый третий опрошенный негативно отзывается о деятельности жилищно-коммунальных служб. А значит, есть к чему стремиться и что совершенствовать.


Наибольшее беспокойство у людей вызывают качество и стоимость услуг.

В сентябре тарифы выросли на восемь процентов. За октябрь в счета включат еще и отопление. И при этом коммунальщики стращают нас очередным повышением в декабре. На недавнем республиканском семинаре о развитии отрасли Президент по этому поводу высказался предельно жестко и конкретно:

— Это антинародный подход к делу, так быть не должно! Ставлю задачу для всех: с 2018 года проводим разовое повышение тарифов только на пять долларов и в дальнейшем никакого роста без моего ведома. Тарифы должны быть подъемными для народа.

Другими словами, коммунальщики должны думать над тем, как снижать затраты в отрасли и повышать эффективность своей работы. Перекладывать свои проблемы на людей и жировать за их счет никому не позволено. Если хотите, в этом и заключается смысл социальной политики государства.

При таком раскладе коммунальные услуги в нашей стране порой в разы дешевле, чем у соседей, не говоря уже о Германии или Австрии. Что греха таить, любят некоторые наши соотечественники с завистью кивать на Литву или Польшу: мол, вот у них зарплаты — не чета белорусским. Что ж, давайте тогда сравнивать до конца и скажем, что гигакалория тепла в Минске стоит около 8 долларов, в то время как киевляне платят за единицу тепла 52 доллара, а литовцы — 105 долларов. Что среднестатистический минчанин получает чистую воду по 27 центов за кубометр, а житель Вильнюса — за 1,33 доллара, то есть почти в пять раз дороже. В Берлине вода в 10 раз дороже, чем в Минске, электричество и газ — в 5 раз (не потому ли немцы такие экономные). Более того, в большинстве развитых стран “коммуналку” платят авансом, рассматривая ЖКУ как обыкновенный товар. Поэтому такое явление, как задолженность, там невозможно в принципе. Выселят сразу, что называется, без суда и следствия.

Приведу и другую статистику. Если в Беларуси оплата коммунальных услуг для семьи из трех человек, проживающей в стандартной квартире 50 квадратных метров, обходится примерно в 10 процентов от средней зарплаты, то, например, в Латвии этот показатель — около 30 процентов, а в Украине — все 40. Чувствуете разницу? Даже если завтра государство поднимет среднюю зарплату до 1000—1500 долларов, оно тут же будет вынуждено перевести население на сто-процентную оплату коммунальных услуг (а еще транспорта, детского сада, здравоохранения и прочих благ). И что тогда останется от нашей зарплаты?

Никто не говорит, что в нашей стране выстроена идеальная система. Известный каждому еще со школы закон сохранения массы и энергии (если в одном месте что-то убудет, в другом обязательно прибудет) никто не отменял. И если население сегодня не полностью возмещает затраты на ЖКУ, государство вынуждено это компенсировать завышенными тарифами для предприятий.

В этом и заключается суть так называемого перекрестного субсидирования.

А проблема здесь в том, что дополнительная финансовая нагрузка на предприятия снижает конкурентоспособность нашей продукции на внешних рынках. Например, МАЗ сегодня платит 11,3 цента за киловатт-час, а его конкурент КамАЗ — 4,5 цента. Природный газ обходится МАЗу в 268 долларов за тысячу кубометров, а КамАЗу — всего в 65 долларов. И чьи машины в итоге дешевле?

Поэтому от перекрестного субсидирования рано или поздно придется уходить, но делать это будут поэтапно, по мере роста зарплат и пенсий, уточнил вице-премьер Владимир Семашко:

— Например, сегодня население оплачивает только 16,8 процента себестоимости тепловой энергии, которая в зимний период занимает в платежах до 50 процентов. Чтобы энергетикам выйти хотя бы на нулевую рентабельность, тариф на тепло необходимо повысить в шесть раз. Кто выдержит это, если одномоментно поднять так тариф?

— Резкий уход от перекрестного субсидирования недопустим, — соглашается декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев. — Переход на полное возмещение населением затрат по ЖКУ должен быть увязан с ростом доходов. Если все будет правильно сделано, можно снизить стоимость газа, электроэнергии, тепла для предприятий. Тогда у них появятся лишние деньги и они смогут повысить зарплату своим сотрудникам. Вырастет зарплата — следовательно, повысятся отчисления в пенсионный фонд, после чего появится возможность увеличить пенсии.

Беларусь — единственная страна из бывших советских республик, сохранившая не только дотации на основные услуги ЖКХ, но и государственную систему обслуживания жилья через ЖЭСы. Сегодня все чаще эксперты говорят о развитии конкуренции и приходе на рынок частных компаний. Но и здесь не следует слепо копировать чужой опыт и, внедряя новое, важно сохранять лучшее из старого. Некоторые “суперрыночные” страны в свое время бросились в реформаторский омут с головой, развалили все, что имели. А какой результат? Пришли на рынок управленцы-частники, накачали цены и тарифы до предела, в итоге едва ли не каждую зиму мы слышим, как в России замерзают целые города. Конкуренция в любом деле хороша, но выбирать поставщика услуг надо максимально прозрачно и объективно. Любому участнику тендера должно быть ясно как дважды два, что ЖКХ — это не тот бизнес, где можно грести деньги лопатой.

В этом контексте регионам, возможно, стоит повнимательнее присмотреться к опыту Минска, полагает вице-премьер Анатолий Калинин:

— Мы сегодня в Минске видим, что на конкурс приходят 20—30 компаний, из них 40 процентов — частные. И Минск в прошлом году смог снизить на 30 процентов затраты, не ухудшая при этом качества. Поэтому принцип государственно-частного партнерства надо более активно использовать в коммунальном секторе.

Ахиллесова пята нашего ЖКХ — капремонты. По идее надо ремонтировать по три миллиона квадратных метров в год, по факту получается чуть более двух миллионов. Все упирается в пресловутые финансы. Посудите сами. Тариф на капремонт сегодня — 8,8 копейки с квадратного метра. За год с 50-метровой квартиры набегает чуть более 50 рублей, за 40 лет — всего 2000 рублей. Реально ли за эти деньги обновить все трубы, электрику, сантехнику, кровлю, утеплить стены? Получается, надо привлекать к ремонту деньги собственников, в том числе через систему льготного кредитования. Иного выхода нет. Так принято во многих странах. Почему же в Беларуси, где более 95 процентов жилого фонда в частной собственности, должно быть иначе? Давно подмечено: там, где человек ощущает себя собственником, хозяином, и порядка больше. Скажем прямо — многие наши проблемы проистекают от искаженного понимания чувства собственника. Люди в большинстве рассуждают так: все, что в квартире, — это мое, это буду беречь и лелеять, а вот то, что за дверью, — меня не касается. И мало кто знает, что на самом деле 90 процентов стоимости дома — это общее имущество (фундамент, стены, кровля, лифты, лестницы) и только 10 процентов — сама квартира. Для начала надо четко разделить, где ответственность ЖЭСа, где следует подключаться жильцам, а где разумнее привлечь частный бизнес. Чтобы сохранить общее имущество, им надо профессионально управлять, убежден эксперт в области менеджмента недвижимости Геннадий Каленов:

— Почему в Австрии, Германии, Бельгии люди не стремятся стать собственниками квартир? Потому что тогда им абсолютно за все придется платить. Наши люди находятся в гораздо более выгодном и комфортном юридическом поле, но этот комфорт оплачивается за счет бюджета и реального сектора экономики.

Понятно, так не может продолжаться вечно. Что достается даром, то не ценится и не сохраняется. В Китае, например, собственник нотариально обязуется соблюдать правила содержания общего имущества и делать все отчисления на его содержание. Возможно, когда-нибудь и мы к этому придем. Но начинать надо с азов, с осознания коллективной ответственности за общее имущество.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter