Жительница Светлогорска создает необычные осиновые кружева

Всё в ажуре

Светлана Шевеленко около десяти лет назад начала осваивать нестандартное для женских рук ремесло — сквозную домовую резьбу. И немало в этом преуспела, превратив семейную усадьбу в сказочный терем.



Мне легко представляется дама с вязальными спицами или иглой для шитья бисером. А вот с лобзиком и шлифмашинкой — этот образ дается куда сложнее. Но Светлана Шевеленко именно с таким набором инструментов чувствует себя в своей тарелке. В самом деле интересно, откуда тяга к чисто мужскому художественному ремеслу, полному заноз и царапин? Мастер рассказывает по порядку, пока держим путь к дому на окраине Светлогорска, где, собственно, и создается ажурное чудо:

— Рукоделие — это мое с детства. Сколько помню себя, шила, вышивала, вязала. В школе занималась соломкой. Кстати, многие «соломенные» образы сейчас переношу на дерево. А подступилась к резьбе, когда мы обменяли квартиру на дом. Денег особо не было, но очень хотелось наполнить пространство красотой и теплом. Пожалуй, самое первое, на что решились с супругом (а он меня в этом деле очень поддерживает) и создавали вдвоем — наличники на окна, как в деревне моего детства. Когда ездила на лето к бабушке в Шупейки под Светлогорском и видела резные ставни, цепенела от восторга. Вот такое захотелось сделать самой. 

Мини-музей быта в отдельно взятом дворе.

То, что дом у Шевеленко не простой, а диковинный, — это понимание накрывает сразу. Окна в ажурных «рамах», и райские птахи над воротами видны издалека. Представляю, что будет за калиткой. Так и есть: вдохнуть и не выдохнуть. Настоящие «пряничные» владения в деревянных кружевах, где, кажется, заправляют всем сказочные герои и почитаемые в народе символы. Жар-птицы, распустившиеся бутоны роз, вензеля вьюнков, ясно солнышко, ангелы... Верчу головой в разные стороны. И все равно не успеваю все ухватить и зацепить. Светлана не дает потеряться, подсказывает: в палисаднике обосновался домик гномов, во дворе — мини-музей народных атрибутов, своими руками сделано мозаичное панно из кусочков керамической плитки на входной стене:
Так создается домовое чудо.

— В постижении ремесла двигалась от простого к сложному, от минимализма к масштабам. Постепенно ключевые и вспомогательные инструменты освоила. С деревом разобралась. Остановилась на осине. Она податливая, послушная, легкая в работе, когда хорошо просушена, а сушим мы ее сами. Для сквозной резьбы — идеальный материал. На улице от времени становится только крепче. 

Все эти годы творческой мастерской для самобытной резчицы служила бывшая старенькая теплица. Сейчас на ее месте супруги решили все-таки поставить основательные стены, чтобы можно было трудиться и в холода. Спрашиваю, с чем сравнить ее нынешнюю творческую работу, если взглянуть на нее чисто по-женски. Светлана подбирает понятную аналогию:

— Это как вязание. Увидели узор — захотелось, получается, полочку сделали, рукава связали, а потом главное — собрать. Только тогда виден результат. Здесь начинаешь резать по лекалу, воплощая задуманную композицию, — сразу видишь, будет или нет. Когда погружаешься в работу, времени не чувствуешь. Зато получаешь невероятный заряд энергии, настоящую подпитку. Запах, живой материал под руками — как другое измерение. Из всего, что освоила и могу, больше всего по душе кружево, ажурные узоры, хотя это, пожалуй, самая кропотливая работа. Шлифмашинкой пройдешь по плоской поверхности, а внутри, где борозды, скосы, торцевые узоры, нужно вручную. Здесь тоже есть свои тонкости. Важна зернистость наждачки. Если изделия для улицы, то достаточно средней зернистости. А если что-то маленькое, нежное, тут нужно пустить в ход нулевочку, ткани, порой даже бархат. 


С полок достает длиннющую доску-заготовку. Это будущая узорная панель для прихожей-«шкатулки», которая пока мало чем себя выдает. Разве что различимы первые наметки растительного орнамента. Светлана вооружается электрическим лобзиком, чтобы сотворить очередную «порцию чуда». Под монотонное жужжание поднимается облако стружек, окутывая шлейфом уже мои «инструменты» — фотокамеру и диктофон. Сквозь пылинки на осиновом полотне отчетливо проступает листва. Светлана раскрывает свой личный художественный интерес:

— Когда что-то создаешь, первым делом хочется подчеркнуть настоящий, природный узор дерева. То, что многие посчитают несовершенством — сучок, трещина, след, — всегда стараюсь обыграть, усилить естественное, превратить в открытие. Словом, «разговорить» дерево, чтобы работа получилась живой. Тогда она и тебя наполняет светом, и пространство вокруг делает удивительно радостным. Таким, каким его видишь сам и хочешь показать другим.

Фасад дома Светлана сама украсила мозаикой.

КСТАТИ

В Беларуси домовой деревянный декор был наиболее распространен на юге и востоке. Выделялось несколько региональных традиций: полесская (наличие больших солярных символов на фронтоне), осиповичско-бобруйская (орнаменты на основе геометрических композиций), юго-восточная (широкое распространение пропильных узоров). Последняя как раз и соотносится с Гомельской областью. Здесь основными чертами деревянного архитектурного декора являлись сдержанность, простота, неперегруженность деталями и подражание природным формам.

Виктория Николаева

infong@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter