Минчанин Александр Рыжевский создает из яичной скорлупы настоящие шедевры

Всё в ажуре

Резчиков по скорлупе в мире наберется всего несколько десятков. Эти умельцы живут в России, Германии, Китае, Новой Зеландии и США. Среди них — и белорус Александр Рыжевский.

У  разных народов с древних времен яйцо считалось одним из знаковых символов. Оно фигурировало в мифах и легендах, начиная с Древнего Египта и Вавилона. Особое значение уделяется ему и в религиозных обрядах. У христиан существует традиция красить яйца на Пасху. Писанки стали целым направлением в искусстве. Минчанин Александр Рыжевский решил пойти своим путем: он не расписывает яйца, а вырезает узоры на их скорлупе.

Столь “хрупким” делом Александр занялся, можно сказать, случайно. В его семье, как и во многих других, в день всех влюбленных принято обмениваться подарками. Но в тот раз презента для жены у него не оказалось, а вот желание удивить любимую супругу было. Утром, открыв холодильник, задержал взгляд на ячейках с куриными яйцами. И вдруг пришла идея изобразить на одном из них два сердечка. Чем не подарок? Причем не заезженный, типа коробки конфет либо косметики, а оригинальный. С преподнесенного жене в качестве валентинки яйца с рисунком и началось его занятие резьбой по скорлупе.

Конечно, необычное увлечение возникло не с бухты-барахты. До этого Александр занимался резьбой по дереву, наносил рисунки на стекло. Кое-какой инструмент у него уже имелся, а по мере необходимости приобретался и для резки по скорлупе, к слову, довольно дорогостоящий.

Поначалу до 80% яиц “сходило с дистанции”. Одно лишнее усилие или неловкое движение — и скорлупа покрывалась мелкими трещинками, рассыпалась в руках в крошку. Все приходилось начинать с нуля...

Зато теперь цифры поменялись местами — в отходы идет только 20% яиц, остальные становятся интересными изделиями тончайшей работы. Впрочем, как ни старается Александр, около 10% работ не доживают до своего логического завершения, превращаясь в легчайшие осколки.

Мастер говорит, что резьба по скорлупе и рыбалка — две его самые большие страсти. Отправляясь к водоему и созерцая живописные пейзажи, он заряжается красотой и вдохновением, обдумывает сюжеты будущих работ. А основой для создания оригинальных кружев из скорлупы становятся яйца курицы, цесарки, индоутки, страуса и перепелки. Но прежде чем многое стало удаваться, Александру пришлось немало поколдовать над материалом, изучить его особенности.


Глядя на работы Рыжевского, не понимаешь, как вообще возможно такое создать?! Его изделия настолько воздушные и тонкие, узор такой замысловатый, что на ум приходит только одно: чтобы скорлупа “ожила”, трудиться над ней нужно дни напролет. Однако Александр с этим не согласен:

— Все не так сложно, как кажется на первый взгляд. В этом занятии важно придерживаться одного существенного правила — не спешить. К тому же заниматься резьбой по скорлупе можно практически всюду. Даже за кухонным столом. Где найдется местечко, там и твори.

С чего обычно начинается эта тонкая работа? Понятно, с выбора яиц, потому что подойдет далеко не каждое. Даже если изначально яйцо повреждено, определить это на глаз удается далеко не всегда. Бывают такие трещинки, рассмотреть которые можно только с помощью специальных устройств. Не раз проколовшись на этом, Александр приобрел прибор, который просвечивает яйца и позволяет увидеть их структуру. Это помогает избежать ошибок при выборе материала.

Когда сырье тщательно отобрано, мастер просверливает две дырочки — на вершине яйца и с противоположной стороны. Выдувает оттуда белок и желток. После несколько раз тщательно моет — важно, чтобы внутри ничего не оставалось. И на сутки замачивает в солевом растворе. Снова ополаскивает водой. Только затем подбирает рисунок, который сначала наносит карандашом, а после применяет тончайшие сверла и фрезы. Так на поверхности яйца появляются сердечки, капельки, бабочки... Да мало ли что еще! Тут все во власти фантазии и вдохновения мастера.

У Рыжевского есть работа, в которой яйцо в виде земного шара не до конца выложено из пазлов, по форме напоминающих кусочки традиционной мозаики. Глядя на эту уникальную вещицу, хочется протянуть руку и аккуратно поставить на место недостающий кусочек скорлупки, чтобы шар обрел законченный вид. Вот такой “яичный” реализм!

Много ли времени посвящает мастер своим работам? Как правило, одного вечера никогда не хватает, даже если Александр колдует над маленьким перепелиным яйцом. Он практически всегда оставляет свое творение на ночь, чтобы на следующий день по-новому оценить, а если нужно, что-то и подправить. Однако больше четырех часов Рыжевский никогда не работает, потому что это занятие требует особого напряжения. Казалось бы, скорлупа такая хрупкая, а руки устают, как после перетаскивания тяжестей.

— Уязвимость яйца сильно преувеличена, скорлупа — вовсе не хрупкий материал, — говорит мастер. — Если относиться к ней бережно, то она достаточно прочная.

Как-то Александр раздобыл страусиное яйцо и решил украсить его замысловатым рисунком. Разумеется, на работу с таким материалом уходит гораздо больше времени: скорлупа страусиного яйца очень плотная — около 3—4 мм. Подобное изделие может создаваться около трех месяцев. Но результат практически всегда восхищает. Эта работа получилась объемной и очень сложной. И такой красивой и необычной, что мастер считает ее одной из лучших. Автор назвал свое творение “Дары осени”, и оно никого не оставляет равнодушным.

Хотя и без спешки, но работает Александр довольно быстро и профессионально. Перерывы случаются лишь из-за того, что его идеи не всегда получают конкретные очертания в воображении. Потому и приходится маяться, вынашивая замысел будущей работы. Иногда на это уходит вечер, иногда — неделя. Но когда идея оформится в голове, уже ничто не может отвлечь мастера от творчества.

Александр признается, что хотел бы поработать с яйцами многих птиц, которые обитают на нашей планете. Понимает: это вряд ли возможно, но было бы очень интересно. Ведь у каждого материала — своя структура, свой рисунок. Кстати, мастер уже освоил не только яичную, но и ореховую скорлупу. Считает ее не менее оригинальной, чем яйца экзотических для наших краев птиц. Создает свои шедевры и на камне. Планирует заняться еще более тонкой работой — наносить рисунки на косточки и семена плодов и растений. Глядя на его творения, видишь, что все у него обязательно получится. К слову, работы белорусского мастера есть уже у коллекционеров многих стран.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter