Всё у нас шито-круто?

Сколько груженных тканями автомобилей в минувшем году въехало на Брестчину со стороны Украины в обход границы, точно не знает никто...
Сколько груженных тканями автомобилей в минувшем году въехало на Брестчину со стороны Украины в обход границы, точно не знает никто. В УБЭП областного управления мне назвали лишь одну цифру — сумму стоимости конфискованных тканей и трикотажа 2 миллиарда 316 миллионов 458 тысяч рублей. В нынешнем году подобные задержания продолжаются. Причем не надо думать, что контрабандисты пробираются тайными тропами через границу, обязательно ночью, да еще в автомобилях без номеров и с погашенными фарами. На днях в деревне Федьковичи Жабинковского района представители областной налоговой инспекции вместе с ГАИ средь бела дня остановили грузовой микроавтобус, забитый незаконно перевозимым товаром. Взвесили груз и убедились, что ткани в «бусике» было не 350 килограммов, как значилось в накладной, а в 8 (!) раз больше. Стоимость погонных метров, которые направлялись в Брест на одну из частных швейных фирм — 76 миллионов рублей. Но ткань проверяющие оформили как... бесхозную.

— К сожалению, не все швейники работают честно. Нередко часть производства вовлекается в теневой оборот, используются «серые» схемы ухода от налогов, — Ольга Кульбеда хорошо знает все тайные «ходы» — ей нередко приходится выезжать на швейные фирмы с проверками и в рейды на дороги.

Кроме ввоза тканей в обход таможни, распространенное нарушение — хранение товара без документов, что тоже подтверждает существование теневого оборота. К примеру, в конце февраля на складе одного из частных швейных предприятий Бреста налоговики нашли 80 костюмов, на которые не было накладных. Одновременно заглянули к индивидуальному предпринимателю, который выступал заказчиком. Там тоже нашли 95 костюмов без документов. А потом в деревеньке за городом проверяющие обнаружили склад, принадлежавший этому предпринимателю и нигде не числившийся. Хранилось там 763 неоформленных костюма. Суд конфисковал весь товар, оцененный в 53 миллиона рублей.

— Грешат швейники и зарплатой в конвертах. А еще, бывало, мы обнаруживали в цехах за работой женщин, которые никак не были оформлены, — рассказала Ольга Кульбеда.

За минувший год налоговая инспекция предъявила швейникам серьезные суммы для взыскания в бюджет — 587,6 миллиона рублей налогов, пени и экономические санкции. Кроме того, в доход государства обращено на 416,8 миллиона рублей тканей и трикотажа. Проштрафившихся наказывают рублем, а занятым нелегким трудом женщинам разъясняют, что зарплата «черным налом» или работа без оформления — это прежде всего социальная незащищенность.

Из 289 предприятий и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в областной налоговой инспекции как производители швейных изделий, около 200 работает в Бресте, еще несколько десятков — в Брестском районе. Такого количества швейников нет ни в одной области Беларуси, не говоря об отдельно взятом городе.

Почему в Бресте? Здесь долгие годы процветали трикотажная и швейная фабрики, которые вырастили хорошие кадры. Работают они и нынче, по иронии судьбы продолжая воспитывать швей для частников. Обучается молодежь премудростям профессии и уходит на совершенно другие зарплаты. Более высокие, разумеется.

— Я получаю около 500 долларов в месяц, половину из них — в конверте, — призналась мне одна знакомая швея. А потом рассказала, что в цехе нет кондиционера, что хозяйка не хочет лампы новые покупать, что глаза болят, что голову вверх не поднять — уволят...

А взамен придет молодая смена. В любой брестской газете можно найти до десятка набранных крупным шрифтом объявлений вроде: «Требуется бригада швей». Это одна из самых востребованных в городе профессий. И требования работодателей растут. Неопытных новичков на работу никто не возьмет.

Ежегодно в Бресте становится на 10 — 15 швейных мини–фабрик больше. На одном из поисковых интернет–ресурсов я запросила брестские швейные предприятия. Результат поиска — более двух тысяч страниц! Оказалось, едва ли не у каждой фирмы есть своя страничка в Интернете. Брестский трикотаж, а шьют в городе в основном женские костюмы, в том числе и больших размеров, пользуется невероятным спросом в России, Украине. Предприниматели учитывают все требования современной женщины, предлагая эксклюзивные модели, которые обновляются с каждым сезоном, хорошие ткани и невысокие цены.

И как–то не вяжутся с доброй славой такие определения, как теневой оборот и неуплата налогов. Поэтому Ольга Кульбеда решила не называть имен тех, кто проштрафился в прошлом году. Авось в нынешнем будут работать честно...

Но проблема и в другом – по всему получается, что частники шьют и более модную, и более качественную одежду. И более дешевую. А госпредприятия? Неужели так и думают «конкурировать» с помощью милиции и налоговиков? Но так далеко не уедешь...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter