Всё путём. А тем ли?

Как привить детям духовность

Как привить детям духовность


Сегодня о проблемах педагогики или, если хотите, воспитания подрастающего поколения не говорит только ленивый. Что, такая выигрышная тема, на которой можно сделать себе имя? Нет. Причина в ином. Мы смотрим на наших детей, внуков и тревожимся за их будущее: не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что они действительно вырастут достойными людьми.


В принципе, это понятно. Можно ругать советское прошлое, можно хвалить. Но надо отдать должное: тогда практически у всех жителей огромной страны была единственная, пусть, как оказалось, и эфемерная цель — строительство коммунизма. Под нее была выстроена и система воспитания молодежи. Существовал тогда и кодекс строителя нового строя. Который, если разобраться, был практически один в один срисован с 10 христианских заповедей.


Кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии в конце XX — начале XXI века породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовному кризису. Что мы имеем в итоге? Поводов для волнений хоть отбавляй. Спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности, сокращение выпуска отечественной детской литературы и произведений искусства... Издержки прогресса и в том, что сегодня на смену мудрым учителям пришли телевизор и Интернет.


Как–то проанализировал все, что показывается на голубом экране, и пришел к выводу: детей к «ящику со стеклянной стенкой» если и можно подпускать, то буквально на считанные минуты. Если, конечно, родители не хотят, чтобы их чада напитались, например, жаждой насилия. Хрестоматийный пример: стоило появиться на экранах знаменитой «Бригаде», как тут же по городам и весям стали плодиться свои — детские — «бригадки» во главе с маленькими «сашами белыми». Согласен: для кого–то из ребятишек игры в бандитов были не более чем развлечением. Но, с другой стороны, сегодняшняя игра в какой–то степени моделирует завтрашнюю жизнь еще несмышленого человечка. Это аксиома, которая, казалось бы, должна быть понятна всем взрослым без исключения. К сожалению, папы и мамы достаточно часто снисходительно смотрели на не такие уж и безобидные развлечения своих малышей. А некоторые еще и по–дружески подначивали — мол, молодец, уже готов к взрослой жизни.


Я не случайно столько места уделяю именно телевидению. К сожалению, это не только информационно–развлекательная индустрия. Это еще и инструмент, разрушающий основы духовности. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть: современное ТВ как бы одним махом отрицает основные христианские заповеди. Мы говорим, что надо жить, руководствуясь принципами «не убий», «не укради», «не возжелай жены ближнего своего», «почитай отца и мать». Говорить–то говорим... Но слова эти зачастую вылетают в пустоту. Потому как телевизор не показывает — навязывает совсем другие нормы жизни и морали. Противостоять им могут лишь люди с устоявшейся психикой, богатым жизненным опытом. Скажите, нынешние дети и подростки такие? Если и да, то лишь единицы из них. Остальные же считают, что жить по «общепринятым меркам» должно и нужно лишь потому, что это показывают по телевизору.


Где выход, спросите? Как мне кажется, он очевиден: возвращение к духовным истокам. Мне могут возразить, что процесс этот идет уже давно. И свидетельством тому может служить увеличивающееся число прихожан (среди которых много молодежи) в храмах. Но беда в том, что у нас люди могут креститься и материться одновременно, любовь у них — с синяками, а добро — с кулаками.


На самом же деле воспитание настоящей духовности должно стать стратегической целью нашей педагогики. Духовное воспитание — без поддержки как общества, так и государства здесь не обойтись — способно вывести человека из тьмы никчемной жизни. Ведь обретение духовности для него — сродни второму рождению. Полагаю, пропаганда духовной культуры должна быть положена в основу педагогической доктрины образования и воспитания в нашей стране. Считаю, что первейшая обязанность государства и образования — проявлять заботу о том, чтобы детей учили, как стать духовными людьми.


В связи с этим есть один вопрос: кто в этом случае должен стать наставником молодежи, ее лидером? Уверен: к детям на пушечный выстрел нельзя подпускать ни атеистов, ни представителей растущих в последнее время как грибы после дождя сект, ни ортодоксальных философов. Надо просто обратиться к обрядовой культуре нашего народа — фактически его главному богатству. Ведь обычаи, традиции, пласты философской мудрости, пережив века, практически в неизменном виде дошли до нашего времени. А коль так — значит, они действительно важны и ценны. Что радует, ничего заново изобретать не нужно. Просто взять то, что фактически находится под рукой, и грамотно воспользоваться этим. Возможно, это окажется кратчайшим путем к достижению главной цели в современной педагогической практике.


Юрий Кушнер,доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter