Всё поправимо. Если любишь историю

Всего несколько лет назад покосившиеся стены Лидского замка или заброшенные залы Несвижского дворца вызывали лишь сожаление. И не то чтобы никому не было до них дела. Попросту не хватало денег ни в местных, ни в государственном бюджетах, чтобы восстанавливать руины. Сейчас, можно сказать, как будто настала эпоха Возрождения... С Виктором Корбутом по стране и миру

Всего несколько лет назад покосившиеся стены Лидского замка или заброшенные залы Несвижского дворца вызывали лишь сожаление. И не то чтобы никому не было до них дела. Попросту не хватало денег ни в местных, ни в государственном бюджетах, чтобы восстанавливать руины. Сейчас, можно сказать, как будто настала эпоха Возрождения.


Вот уже местные власти заказывают у архитекторов проекты реставрации Гольшанского, Кревского замков. На подходе начало работ в гродненском Старом замке, который сейчас больше похож на серую казарму, а будет — шикарным ренессансным дворцом, точь–в–точь как четыреста лет назад при короле Стефане Батории. Вскоре в Беларуси не останется романтичных руин. Но историки опасаются, не заменят ли их новоделы...


Уже пять лет в Несвижском замке идут реставрационные работы. И вот наконец результат налицо: первые восстановленные залы бывшей радзивилловской резиденции открылись перед туристами. Увы, немного в старых стенах сохранилось от времен, когда здесь жили князья. Считанные картины, стол, несколько книг. Остальное — от каминов до люстр — пришлось делать заново современным мастерам. Со временем новое покроется благородной патиной, и только специалист отличит «подделку» от оригинала.


Но, главное, конечно, — стены замка целы. Хотя не секрет, что в конце прошлого года была разрушена одна из галерей, соединявшая разные части дворца. Специалисты говорят: стены слабые, вот и требовали разборки. А сторонний наблюдатель недоумевает: так стояли же сотни лет, чего вдруг именно сейчас им «поплохело»? Став случайным свидетелем крушения этих стен, я спросил у одного ответственного лица из сферы культуры: «Так что же происходит?» Он ответил: «Деньги большие здесь водятся, а вывод делайте сами...»


На реставрацию нынче государство выделяет немало. На один Несвижский замок в бюджете страны «отложено» и уже частично израсходовано 83,4 миллиарда рублей в ценах 1991 года, что соответствует нынешним примерно 140 миллиардам! Действительно, очень интересно, насколько целесообразно используются эти средства. Я, по крайней мере, был очень удивлен, когда узнал, что кирпичи из старой кладки разрушенной галереи просто выбросили на свалку. Международные эксперты по реставрации на это отреагировали мгновенно: раз белорусы так поступают, то пусть потом кусают локти, когда поймут, что теряют. И, к слову, такое вот разбазаривание, по неофициальной информации, стало причиной отказа некоторых зарубежных организаций от выделения определенных сумм на реставрацию.


Очень жаль. Мало того что вложение денег в недвижимость, тем более историческую, — выгодное дело, нам одним нашу старинную архитектуру непросто восстанавливать.


Было бы неплохо получить инвестиции из–за рубежа и нанять там же за эти средства парочку толковых специалистов. Может, они обучили бы белорусских коллег, как спасать от разрушения в XXI веке стены, простоявшие не одно столетие, как аккуратно обращаться с лепниной на фасадах, с живописью в интерьерах. У нас это умеют не все мастера. Почему? Потому что профессиональных реставраторов практически нет, а всю работу делают простые рабочие.


С другой стороны, откуда взяться настоящим знатокам архитектуры и бережного обращения с ней? Вопрос риторический. Нужна школа. В последние годы советской власти ее создавали, потом чуть ли не все наработки пошли прахом, теперь приходится наверстывать упущенное.


Увы, практику мы проходим не на муляжах, а на оригиналах. И вся проблема в том, что любое неверное движение — и старинная архитектура крошится. Сам видел, как в Несвижском замке рабочие кусок кладки с памятной таблицей XVI века буквально отрывали от стены, а потом ногами отбивали от мраморной плиты кирпичи. Как–то не вяжется все это со словом «реставрация»? Представьте: сдаете вы золотую цепочку в ремонт, мастер отбивает молотком от нее лишние детали, а потом добавляет вместо утраченных драгоценных звеньев искусственные, под цвет золота. Уже будет совсем не то — получится какой–то сумбур вместо музыки.


Я думаю, все поправимо. Для этого нужно более ответственно подходить к охране памятников на местах. В следующем году начнутся работы по воссозданию первоначального облика гродненского Старого замка. По предварительным сведениям, подрядчиком может стать «Гроднопромстрой». Я поинтересовался у сведущих архитекторов, что значит «пром» в названии этой организации. Оказалось, данная структура специализируется на строительстве и ремонте промышленных предприятий. Нетрудно представить, что может получиться в результате встречи рабочих–промышленников со стенами бывшей королевской резиденции...


Туристов не приманишь подделками. Гости из–за рубежа соответственно не станут платить за копии оригиналов или за стены, искаженные до неузнаваемости переделками. Путешественник приедет в Несвиж, чтобы пройтись по следам Радзивиллов, а в Гродно — за Баторием в буквальном смысле: по тем же коридорам, залам. Они пока есть у нас. Что имеем — сохраним?

 

Фото Александра Будая, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter