Как встречали Новый год в 50-х годах прошлого века

Всё лучше и лучше

В  послевоенные годы главной задачей было отстроить города из руин, восстановить народное хозяйство. Но даже в самые сложные и тяжелые дни Новый год отмечали.

На страницах газет того времени можно увидеть следующую картинку: на заснеженном поле встречаются старик и мальчишка в армейских ушанках. Мальчик символизирует наступающий 1949 год. Он смотрит на газетный лист с «отчетом об урожае», который ему гордо демонстрирует «стареющий» 1948-й. Внизу подпись: «Хорошо, дед! Но мы добьемся большего!».
 


— Эти слова были лейтмотивом и праздников, и будней тех лет. Задача стояла восстановить страну после войны, отстроить после огромных разрушений, — поясняет Александра Кузнецова-Тимонова. — По сути, уже в 1950 году восстановление народного хозяйства Беларуси завершилось — валовой внутренний продукт страны сравнялся с довоенным. Но вернуть прежние объемы сельскохозяйственного производства не удалось до начала 1960-х.

В послевоенные годы зародились различные новогодние традиции. Первый день января объявили выходным. Были приняты предновогодние обращения членов советского правительства, впервые прозвучавшие в годы войны. Перед праздником в детских садах и школах обязательно устраивали утренники, на которые ребята приходили в карнавальных нарядах. Самые популярные образы — костюмы народов СССР.

По мнению историка, это время можно назвать расцветом советской новогодней открытки. На карточках военных лет Деда Мороза изображали в образе статного богатыря с винтовкой, каракулевым воротником и в шапке с яркой звездой, а сам Новый год — в образе красноармейца, побеждающего врага. В послевоенные годы главный волшебник превратился в доброго сказочного персонажа.

После выхода фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились новые новогодние игрушки — знаменитые круглые часы, цифры на которых показывают «двенадцать без пяти».

Открытки стали зеркалом эпохи. В них отражалась история. Например, в 1957 году на карточках и новогодних игрушках появились космические мотивы — Дед Мороз со Снегурочкой мчатся не на лошадях, а на самолете или ракете. В это время Советский Союз запустил в космос первый искусственный спутник.

В те годы начали проводить «проф­союзные елки»: утренники для детей учителей, сотрудников заводов, научных работников, представителей различных профессиональных объединений. Такие праздники организовывали в домах культуры или городских театрах. Детям дарили подарки, устраивали костюмированные представления. Еще одна традиция — семейные прогулки возле городских елок 1—2 января.
 


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Валентина Севостьянова, 1948 г.р., детство прошло в Бресте:

— Первое воспоминание о новогодних праздниках — как встречали 1953-й: мне — четыре, сестре — три, брату — год с небольшим, и у меня на голове большой голубой бант. Родители снимали частную квартиру в домике на Волынке (микрорайон Бреста), и в большой комнате мама нарядила красивую живую елку трофейными немецкими игрушками. Брат потянул за ветку, елка упала и почти все эти красивые игрушки разбились… Потом уже покупали новые, отечественные.

Встречали Новый год обычно двумя семьями: нашей и тети, родной сестры отца. Помню, как клеили бумажные цепи и вешали на елку. Накрывали праздничный стол — готовили то, что не делали каждый день. Например, холодец и тонкие блины, а еще винегрет. Оливье появился гораздо позже. Еще помню закатки на столе, например, квашеную капусту, и пироги-плетенки с повидлом.

Игрушек на елке всегда было очень много. Верхушка в виде пятиконечной звезды. Вешали и конфеты. Нам всегда дарили конфеты и мандарины: заворачивали в бумагу и свертки клали под елку. Утром мы их находили.

В школе обязательно были утренники. Помню, как мне делали корону из бус и шили белое платье из марли. Водили хороводы вокруг елки. А в новогоднюю ночь родители укладывали нас спать, а сами шли праздновать в школу — жили-то все рядом, а директор вообще в самой школе! Вот и встречали праздник дружным коллективом.

Владимир Тимонов, 1944 г.р., детство провел на Смоленщине, в Рудне и Вязьме:

— В большой комнате всегда ставили живую елку. Помню стеклянные игрушки — шары, клоуны! Конфеты на ниточках в ярких обертках тоже вешали. Обязательно под елкой стояли Дед Мороз и Снегурочка — белые, ватные, большие. Прикрепляли на еловые лапки свечи на прищепках, но никогда не зажигали, боялись, что загорятся.

На Новый год собирались большие компании. Родители в школе работали, отец директором, мать завучем, приглашали сослуживцев с детьми. Мы играли в игры, сами себя развлекали — например, лук тащили из кухни, пекли в печке в комнате и ели, могли и картошку испечь. Стол столом, а это же приключение! Конечно, до полуночи мы не досиживали, нас укладывали спать. А утром просыпались и первым делом бежали под елкой подарки искать. Для каждого всегда лежал бумажный кулечек с конфетами и печеньем. Игрушек нам не дарили. Вместо них — книжки. Помню, под елкой находил «Приключения Буратино», сказки Пушкина, рассказы Зощенко.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter