В Гродно с гастролями приедет легендарный театр марионеток из Санкт‑Петербурга

Всё как у людей

В Гродненском областном театре кукол 15—17 ноября пройдут гастроли знаменитого Санкт‑Петербургского театра марионеток имени Деммени. Театр, который недавно отметил свое 100‑летие, не случайно называют «легендой Петербурга».
Многое из вошедшего в практику театров кукол было впервые осуществлено в театре Деммени.
АНЖЕЛА МНАЦАКАНЯН

— Достаточно сказать, что многое из того, что вошло в практику театров кукол, было когда‑то впервые осуществлено на нашей сцене, — говорит одна из старейших актрис театра, народная артистка России Фаина Костина. — Здесь впервые куклы стали исполнять произведения взрослой классики: Чехова, Сервантеса, Гоголя, Свифта. Здесь впервые, еще в 20‑е годы, сняли игровое кино с куклами в качестве артистов — это был фильм «Макс и Мориц».

И первый кукольный телеспектакль — «Школяр в раю» — тоже родился здесь, в 1939 году, когда, по сути, в России и телевидения‑то никакого не было, оно только‑только зарождалось. И первая «кукольная опера» тоже прозвучала тут. Фаину Костину, к слову сказать, принимал на работу сам Евгений Деммени. В следующем году она также отметит юбилей — 60 лет бессменно служит в этом необыкновенном театре. И, кажется, знает про него все.

Например, как Евгений Деммени, проходя в революционном Петрограде по Невскому проспекту, увидел в витрине сундук с театральными куклами из французского театра: Арлекин, Коломбина, Пьеретта... Разумеется, он, сам себя называвший «дворянином по происхождению, военным по образованию и актером по устремлениям», тут же купил этот ящик. Сундук не сохранился, а его содержимое до сих пор составляет важную часть театральной коллекции кукол. В Гродно, кстати, эти куклы тоже поедут: ведь кроме спектаклей петербуржцы покажут зрителям выставку самых важных своих персонажей.

Спектакль про Гулливера шел на сцене более 3200 раз в течение 50 лет.
EMMENI.RU

Сколько сегодня хранится кукол в театре Деммени, не знает никто: наверное, сотни. Они теснятся в витринах, забредают в официальные кабинеты, выглядывают из многочисленных окон театра прямо на Невский, словно приглашая зайти... И каждый новый спектакль прирастает новыми обитателями — ведь брать героев «из подбора», как это бывает с театральными костюмами, в театрах кукол не принято. Только однажды, когда главный режиссер театра Эдуард Гайдай решил сделать спектакль «Куклы и клоуны», свое­образное приношение когда‑то прогремевшему спектаклю Евгения Деммени «Цирк», он использовал в нем наряду с новыми персонажами кукол из того, прежнего спектакля. Да еще в «Гулливере в стране лилипутов» играют свои роли куклы‑ветераны: первый вариант этого спектакля явился на сцену театра в 1928 году. В прошлом ему исполнилось 90. Таких спектаклей‑долгожителей нет, наверное, больше ни в одном театре.

 В фойе — ажиотаж: только что художник Екатерина Аксенова принесла артистам своих новых питомцев — кукол для спектакля по китайской народной сказке «Дракон и золотая черепаха». Их тут же опробуют в деле. Артист Вячеслав Попов так ловко орудует выразительными руками своего «мандарина», что кажется, будто тот сам, без посторонней помощи, перебирает бусины четок.

А на гастроли Театр марионеток Деммени привезет два спектакля: «Любовь к трем апельсинам» по сказке Гоцци в постановке Дмитрия Лохова и «Крошка Енот» Эдуарда Гайдая. Почему именно на них пал выбор?

— Сказка Гоцци — спектакль для семейного просмотра, он будет интересен и детям, и взрослым, — говорит директор театра Наталия Лунева. — К тому же он у нас объездил уже много фестивалей, как говорится, увенчанный и прославленный. А «Крошка Енот» адресован самым маленьким зрителям.

Важным мотивом было и то, что оба спектакля играют куклы‑марионетки. И хотя в театре Деммени артисты работают с куклами разных систем — перчаточными, тростевыми, планшетными, к марионеткам здесь отношение особое.

— Они романтичны, изысканны — не зря в период Серебряного века многие поэты, писатели, философы обращались к образу куклы‑марионетки. И в театрах той поры они занимали видное место: скажем, номер «танец скелета» был очень популярен, — рассказывает Фаина Костина. — А еще марионетки необыкновенно ловки, подобны цирковым гимнастам и вообще умеют многое, что недоступно даже хорошему драматическому артисту.

Актриса вспоминает, как во времена ее детства родители нередко говаривали: «Идем к Деммени!» И этот поход в театр был самым большим праздником.

Есть в театре и героические куклы — например, те, что прошли Великую Отечественную войну вместе с артистами — участниками фронтовых бригад. Со спектаклем‑памфлетом Самуила Маршака «Юный Фриц» актеры театра выступили на передовой более 650 раз. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. А куклы пережили и блокаду, и эвакуацию, чтобы вновь радовать зрителей своей неуемной энергией.

— Мы не первый раз отправляемся на гастроли в Беларусь, — говорит Наталия Лунева. — Со спектаклями и выставками наших кукол часто бывали в Минске. Сейчас нас увидит публика города Гродно. И это большая ответственность для нас. Ведь в Гродно работает прекрасный кукольный театр, возглавляемый талантливым режиссером Олегом Жюгждой.

Эти обменные гастроли стали возможны благодаря проекту Минкульта России «Большие гастроли — 2019. Зарубежная программа».

Актер театра Вячеслав Попов осваивает нового персонажа из китайской сказки, которого сделала художница спектакля Екатерина Аксенова.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

А на сцене Театра марионеток имени Деммени 8, 9 и 10 ноября свои спектакли представил Гродненский областной театр кукол. Петербургской публике показали две музыкальные сказки, обе в постановке режиссера Олега Жюгжды и художника Ларисы Микиной‑Прободяк — «Солнышко и снежные человечки» и кукольную комедию «Царевна‑лягушка». Музыку к обеим написал Виталий Леонов. Все эти имена известны петербуржцам, ведь «взрослые» гродненские спектакли они не раз видели на сцене театра «Балтийский дом», где постановки Олега Жюгжды становились событиями фестиваля «Встречи в России».

— Естественно, в репертуаре у нас больше спектаклей для детей, — говорит Олег Жюгжда. — Из примерно 60 названий только 15 «взрослых». А в Петербург мы привезли самую что ни на есть детскую кукольную классику. «Солнышко и снежные человечки» ставили везде и всюду. А наша «Царевна‑лягушка» — это мощный блокбастер в двух действиях, в котором много русских песен, актеры исполняют их «вживую». Для художественного решения взяты мотивы городецкой росписи.

Ольга Штраус

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter