Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу

Всё для Победы

В этом году мы отмечаем 75 лет со дня Великой Победы человечества над фашизмом. В этой гигантской битве за жизнь, цивилизацию, свободу и мир сражались народы всех 15 республик бывшего СССР. Они ковали эту победу не только своим героизмом на фронтах и в партизанских отрядах, но и самоотверженным, не менее героическим трудом в глубоком советском тылу от Поволжья до Дальнего Востока. Там не свистели пули, не взрывались снаряды и бомбы. Но это был настоящий фронт, только трудовой, с неизбежными для него человеческими потерями — от дистрофии, голода, страшного переутомления, ради бесперебойного снабжения советских войск боеприпасами, вооружением, медикаментами, продовольствием, обмундированием, всем необходимым для фронта протяженностью более 2,5 тысячи километров! Это был немыслимый с точки зрения мирного времени труд — круглосуточный, без выходных, праздников, без отпусков, по 12 — 16 часов в одну смену все четыре долгих года войны, изо дня в день...

Горящий Минск в июне 1941 г.

Эвакуация в советский тыл 

Уже на второй день войны в Москве был создан Совет по эвакуации, который определял и направлял весь сложнейший процесс перемещения на восток производительных сил из европейской части страны в глубокий советский тыл. В немыслимо сжатые сроки предстояло вывезти свыше 25 миллионов мирного населения, десятки тысяч крупных промышленных предприятий, тонны колхозного и совхозного имущества, десятки тысяч голов скота, машинный парк МТС, подвижной состав железных дорог, архивы и документацию государственных, культурных учреждений. 

В Беларуси, как и везде, на первый план вышли вопросы обороны. Сотни тысяч мужчин были мобилизованы на фронт. В городах и селах создавались команды МПВО, отряды народного ополчения, истребительные батальоны. 

Повсеместно сооружались оборонительные линии вокруг городов и населенных пунктов. Впоследствии бывший начальник Могилевского областного управления милиции В.И.Сыромолотов так вспоминал о тех днях: «…Население на призыв выйти на сооружение оборонительной линии откликнулось сразу… Ежедневно работало не менее 10 — 15 тысяч добровольцев… Люди подвергались налетам вражеской авиации, но работу не прекращали… Линия обороны была сооружена в радиусе 25 км в 7-дневный срок, и очень организованно. Не было случая, чтобы кто-нибудь уклонился от работы. В строительстве укреплений не участвовали только дети и тяжелобольные…»

Уже с 23 июня крупные заводы и фабрики восточных областей Беларуси переключились на выпуск продукции для фронта (боеприпасы, вооружение), предприятия местной промышленности — на выпуск армейской обуви, обмундирования, белья, пищевая промышленность — на хлебные сухари, сушеные овощи, мясные консервы и т.д. 

Работали круглосуточно и прекращали только по указанию партийных органов или военного командования в связи с началом эвакуации в советский тыл. 

В западных областях республики продвижение врага было столь стремительным, что исключило возможность своевременно провести плановую эвакуацию населения и материальных ценностей. Лишь в отдельных случаях усилиями партийных и советских работников удалось вывезти семьи военнослужащих, железнодорожников, партийных и советских работников, ценные архивы... Подавляющая часть мирного населения уходила сама  — как правило, пешком, если повезет — на попутных машинах, деревенских телегах.

По свидетельству очевидцев,  ничто не могло остановить поток людей, торопившихся скорее уйти от грохота канонад, непрерывного гула самолетов с черной зловещей свастикой на крыльях... Погибших от бомбежек закапывали в землю тут же, у дороги, без гроба, молча выполняя эту тяжкую, но ставшую уже привычной работу... Раненых, если они не могли сами двигаться, старались распределять по встречным машинам или повозкам, несли на самодельных носилках, просто на руках...

Партийные и советские органы делали все, чтобы придать этому живому потоку организованный характер. По далеко не полным данным, из Беларуси за два летних месяца 1941 года было перебазировано свыше 1 миллиона человек. Там, где скапливались большие массы людей, уходивших пешим ходом на восток (Орша, Витебск, Могилев, Полоцк, Кричев, Лоев, Светиловичи, Новобелица, Калинковичи, районы, близкие к территории Российской Федерации), были срочно созданы 44 эвакопункта, где беженцы получали помощь деньгами, продуктами, водой, одеждой, обувью, медикаментами. Работали солдатские кухни.

Особое внимание уделялось спасению детей. По официальным данным, из Беларуси в советский тыл было вывезено 110 детских домов, 25 садиков и яслей, 28 летних пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория. Спасая жизнь малышей, люди проявляли подлинный героизм и самоотверженность. Примеров тому немало — история сохранила документ о подвиге персонала яслей-изолятора № 43 г. Минска в составе врача П. Дыло, медсестер М.Адамович, М.Немитько, Т.Дыло, С.Вишни, нянечек М.Поджарой и П.Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал.


Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье. Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. 

К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной. Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. 

Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней (!), с 2 по 8 июля, погрузил и отправил в Куйбышев 3 огромных эшелона, где находились 400 металлорежущих станков, большой запас цветных и черных металлов, инструментов, кабеля, электромоторов и т.д. Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. 

Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А.Л.Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. 

В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т.д.

Спасти людей и производство 

День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» (2500 человек), станкозавод им. Кирова (800 человек), паровозовагоноремонтный (2800 человек) и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И.Г.Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому».

Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО БЕЛОРУССКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В.Болвак, К.Козловский, Ф.Пригаров, П.Земков, Е.Ковалевич, Б.Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. 

6 июля начался демонтаж одного из крупнейших предприятий союзного подчинения — завода «Гомсельмаш». За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. 

Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. 

Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки (вес некоторых достигал 35 тонн!), разбирали на части, грузили на автомашины и гужевой транспорт, а то и прямо на носилки, и отправляли на станцию. 

Много позже, после войны, мастер А.Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой (благо жил рядом!) переодеваться, так как одежда на мне становилась от пота настолько мокрой, что в ботинках хлюпало». 

В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. 

В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий (из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения) и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. 

Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции (металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т.д.), которая расходилась во все уголки огромной по территории страны, каким был СССР. 

Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье (40 предприятий), Урал (24 предприятия). В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России (18 предприятий), Западной Сибири (8 предприятий) и Средней Азии (2 предприятия). Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта.

Героизм аграриев 

Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. 

Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. 

Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Тем не менее кое-какое количество поголовья свиней все же было эвакуировано — в Гомельской области 27% общего поголовья, в Полесской области 7%, в Могилевской — 5%. 

Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков (1 гонщик на 20 голов скота). Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10.000 лошадей.

Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери.  

Уже после войны смоленский зоотехник Д.А.Марченков вспоминал: «...В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…»

Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. 

4 августа Народный комиссариат земледелия СССР отдал распоряжение направлять скот из Могилевской области в Куйбышев (ныне Самара) через Тулу, Рязань, Тамбов; скот из Гомельской области — в Пензенскую область через Тамбов; скот из Полесской области — в Мордовию через Воронеж и Тамбов.

С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20.000 голов; в Орле — 18.000 голов; отрядам местной самообороны — 35.948 голов; мясокомбинатам, системе «Заготскот» — 14.110 голов крупного рогатого скота, 1000 овец, 10.000 свиней и т.д. 

Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл (81.230 тонн), часть использовалась на местное снабжение. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... 

Галина ОЛЕХНОВИЧ, доктор экономических наук, профессор. 

(Продолжение следует.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter