Несколько раз мы пересекались с Олегом Данииловичем на съемочной площадке «Беларусьфильма». Данилов всегда был рядом с Астраханом, всегда четко и внимательно отсматривал снятый материал, делал дельные замечания и давал советы. Производил впечатление человека крайне сдержанного, тактичного, интеллигентного. В нем не было нарочитой суетливости, свойственной многим киношникам, которые порой просто из штанов лезут, чтобы всем своим видом показать: в данный момент я разговариваю с вечностью, и она мне отвечает.
Тандем Данилова и Астрахана на зависть многим работал успешно и слаженно. Не много таких продуктивных и многолетних примеров взаимного обогащения и сотрудничества можно вспомнить в советской и постсоветской культуре: Ильф и Петров, Захаров и Горин, Олейников и Стоянов.
Да, работы Данилова — не высоколобое искусство. Они не доезжали до Канн или Венеции. Хотя их первая совместная работа фильм «Изыди!..», снятый по мотивам произведений Шолом-Алейхема, Александра Куприна и Исаака Бабеля, стал последним советским фильмом, который претендовал на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, хотя и не попал в шорт-лист номинированных работ. Зато народная любовь к их картинам окупала все: «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Перекресток», «Подари мне лунный свет» и многие другие. Каким лучом света в темном царстве разрухи и малокартинья в 1990-е стал сериал Данилова и Астрахана «Зал ожидания»! С какой жадностью там работали Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Вера Глаголева, Михаил Боярский и другие звезды первой величины.
Истории Данилова понятны и объяснимы. Понятен их главный вопрос: любит — не любит, к сердцу прижмет или подальше пошлет? Часто его героев, как Александра Збруева в «Ты у меня одна» или Николая Еременко в «Подари мне лунный свет», подтачивал еще и кризис среднего возраста, влекущий за собой переоценку ценностей. В этом Данилов наследовал гуманистическую традицию великой русской литературы. А общажный быт в мелодраме «Все будет хорошо» выписал с такой любовью и знанием предмета, что ему могли позавидовать Горький и Короленко.
В сценариях и пьесах Данилова есть главное, что с годами ценишь все больше и больше. Все его работы пронизывает какой-то особый свет и надежда, вера в человека и человеколюбие.
Олег Данилов скончался в медицинском центре в Ждановичах, куда попал с коронавирусной инфекцией. «Врачи сделали все возможное, вылечив инфекцию. Олег быстро шел на поправку, его даже перевели в обычную палату, я разговаривал с ним по телефону. Но, увы, не выдержало сердце…» — рассказал Астрахан журналистам. 35 лет дружбы и сотрудничества просто так не вычеркнешь из жизни. Совместные спектакли и фильмы порой объединяют творцов крепче семейных уз. Дмитрий Хананович потерял близкого друга. Соболезнуем ему.
А нам остались произведения Олега Данилова. И два спектакля в репертуаре Национального академического драматического театра имени М. Горького — «Леди на день» и «Четвертая планета». Их светом и будем согреваться.