Как и зачем в Орше изучают и изготавливают традиционные мужские головные уборы

Всякому по шапке

Историю города и страны в целом можно изучать не только по большим политическим событиям. В оршанском Доме ремесел пошли нетрадиционным путем: память о прошлом здесь теперь сохраняют… по шапкам. А если точнее, по мужским головным уборам, в которых наши предки выходили в люди много столетий назад. В день официального объявления Орши культурной столицей Беларуси в городе открылась мастерская по изучению и изготовлению головных уборов «Картузарши». Господствуют в мастерской, конечно, картузы — модное «наследие», доставшееся региону после войны 1812 года. Впрочем, имеются в коллекции и более ранние экземпляры, в реконструкции которых мастеру Елене Шкапец помогли в том числе материалы местных музейных фондов.

Владимир Соколов.

Это сейчас мода мужская и женская практически сравнялась. Барышни запросто носят те же картузы. Они уже давно не считаются частью военной формы или элементом стиля милитари. Но еще в начале XX века традиционный наряд белорусов имел свои отличительные особенности. Важной и обязательной частью костюма был головной убор — летний или зимний. Причем у каждого из них имелись свои тайны.

— Традиционный головной убор белоруса — это не соломенный брыль, как принято почему-то считать, — первым делом объясняет руководитель мастерской «Картузарши» Елена Шкапец— Его носили в основном бедняки и пастухи. А скажем так, ассортимент мужских головных уборов был чрезвычайно широк.

Елена Шкапец.

Некоторое время назад в Дом ремесел обратились представители народных творческих коллективов с просьбой проконсультировать насчет головных уборов к традиционным народным костюмам.

— Мы начали изучать литературу, обратились к архивам, заглянули в музейный комплекс, и оказалось, что белорусы были те еще модники, — улыбается Елена. — Так родилась идея создать мастерскую, чтобы дополнить традиционные белорусские костюмы головными уборами, а по сути, завершить их. Ни у ремесленников, ни в творческих коллективах соответствующих экземпляров не было, поэтому мы сами начали их отшивать. Некоторые уже приобретены: один экземпляр уехал, например, в Минск, его купил представитель Академии наук.

Сейчас в коллекции мастерской имеются практически все виды мужских летних и зимних головных уборов. К примеру, шерстяные магерки и меховые аблавухи, которые широко использовались еще в прошлом веке.

Из натуральной овчины изготавливали меховые финки и папахи. Последние предпочитали представители шляхты. В начале XIX века на территории современной Беларуси появился новый головной убор — картуз.

— Это единственный головной убор, который считался русским. Он появился в армии и пришел на смену тяжелому киверу. Изначально картуз был на кивер очень похож, но со временем его формы и размеры изменились, существенно уменьшился козырек, — продолжает Елена Шкапец.

Картузы изготавливались из сукна — плотно валянной шерсти, а для летних вариантов использовали репс. Были и кожаные. Такой тоже имеется в местном музее, в мастерской же — его точная копия. Часто для картузов изготавливали подбородочные козырьки, которые не только плотно фиксировали шапку на голове, но и выполняли чисто декоративную функцию.

Все эти предметы шляпного искусства не только вдохновляют, но и позволяют не терять связь времен, признается директор Дома ремесел Владимир Соколов:

— Мы попытались обыграть это даже в названии нашей мастерской. Хотелось, чтобы она имела французское звучание, так как Орша тесно связана с событиями войны 1812 года. Более того, в здании, где располагается наш Дом ремесел, ночевал император Наполеон Бонапарт! Не в коллегиуме, как принято считать, а именно здесь, в бурсе.
Так вот: когда быстро произносишь «Картузарши», звучит вроде бы слегка по-французски, а на самом деле это просто игра слов — «картузы Орши».
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter