Всякое общественное начало имеет общественный конец?

Все чаще в прессе появляются сообщения, как ловкие люди корыстно используют и имя, и творческое наследие актера Быкова...
Мне очень нравится афоризм: «Культуру создают единицы, а пользуются массы».

Известного советского актера, великолепного Ролана Быкова кто–то запомнил на всю жизнь как Бармалея из «Айболита–66» или кота Базилио из «Приключений Буратино», кто–то — благодаря трагической роли Скомороха в «Андрее Рублеве». Кто–то — как режиссера фильма «Чучело», одного из самых громких и дерзких в 80–х годах... В 1998 году Ролана Быкова не стало. Через два года был создан Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова. Фонд ежегодно вручал награды, проводил международный фестиваль фильмов для детей и юношества, словом, вносил свою лепту на ниве культурного просветительства. Радоваться бы!

Но все чаще в прессе появляются сообщения, как ловкие люди корыстно используют и имя, и творческое наследие актера Быкова. То без согласования с вдовой появляется книжонка о нем, которая становится предметом довольно громкого судебного разбирательства. То буквально на днях фонд Ролана Быкова уличен в незаконной сдаче в аренду помещений (в здании в разное время квартировали фирмы по оказанию туристических услуг, ремонту сотовых телефонов и т.д.). Причем фонд забирал себе все деньги, тогда как был обязан перечислять средства в бюджет. Грустно, но тема далеко не новая... Как устоять против финансового потока, когда легким движением руки его можно направить в свой карман?

Вот снова разгорается скандал вокруг московского Дома актера — это почти 5 тысяч квадратных метров площади на Арбате. Конфликтуют чиновничество и цвет русской культуры. Российские артисты заявили, что готовы даже бастовать и бойкотировать выборы президента, чтобы отстоять свое здание, отданное им в безвозмездное пользование указом Президента Ельцина еще в 1996 году. Бранится, слов не выбирая, Эльдар Рязанов; на битву с бездуховностью призывает Марк Розовский; прямиком на баррикады собирается Валерий Баринов... И все это, конечно, не только в Москве. У нас — немало аналогичных примеров. Многие «фонды» и другие общественные «инициативы» сотрясаются скандалами.

В результате остается хаос. В наших с вами головах, в памяти, в душах... Что творится–то на белом свете? То доброе имя известного артиста, имя, которое гордо реет на вывеске и на которое сам он честно (!) работал всю жизнь, покрывается липкими слухами, неприличными пересудами. То за имущественным спором между творческим сообществом и чиновничеством отчетливо видишь длинные уши наживы. Причем, по–моему, с обеих сторон. Ну никак не скрыть этого за высоким гневом о чьей–то бездуховности... И вот ведь что самое печальное: любой конфликт, скандал, общественный демарш и т.д. гораздо более доступен, доходчив, злободневен и понятен толпе, массе, чем талантливое искусство, оставленное в наследие, до которого большинству еще требуется и дорасти, и приложить немалые душевные усилия, чтобы по–настоящему освоить. Потому что в основном мир людей «питается» пищей простой, грубой, зримой, реагирует на вызовы тела, а до тонких субстанций не всем и дело есть. И как легко подтверждается эта «низкая» истина: как фонд — так доходный дом; как заседание творческого сообщества — так битва у кормушки. И культура, эта «тонкая яблочная кожура над морем хаоса» (Ницше), в результате легко и надолго рвется под натиском грубого, материального рефлекса обогащения. И массами делается простой вывод: «То ли они украли, то ли у них украли?.. Все одним миром мазаны!» И униженная и оболганная культура, как тот Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», которого, кстати, талантливо сыграл в свое время Ролан Быков, тихо загибается под гнетом подлых подозрений. На фоне правых боев за ее возрождение...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter