Всякое общение — обогащение

В Минском обкоме профсоюза состоялся выездной семинар-совещание

В Минском обкоме профсоюза работников потребительской кооперации состоялся выездной семинар-совещание, в котором приняли участие руководители отраслевых общественных организаций столичного региона

По словам председателя Минского областного объединения профсоюзов Михаила Боды, подобные мероприятия стали традиционными. Уже принимали коллег в отраслевых профсоюзах работников образования и культуры, а на этот раз такая честь выпала кооператорам. Не погрешу, думаю, против истины, когда скажу, что в системе профсоюзных координат столичного региона профсоюз работников потребительской кооперации занимает одно из ведущих мест. В своих рядах он объединяет почти 19,5 тысячи членов профсоюза – 99,8 процента от числа работающих. Немногие общественные организации могут похвастаться таким представительным составом, что, несомненно, является следствием целенаправленной и эффективной работы по защите социально-экономических прав членов профсоюза и в целом всех работников.

Участники семинара ознакомились с опытом работы по развитию и совершенствованию социального партнерства в потребительской кооперации Минщины. Объединенная профсоюзная организация Дзержинского райпо в этом смысле может служить примером того, как следует выстраивать отношения с нанимателем, в данном случае правлением районного потребительского общества. У председателя правления райпо Тамары Мось и профсоюзного лидера Натальи Кулеш, насколько могли убедиться, во всем, что касается создания работникам надлежащих условий труда, материального вознаграждения, решения бытовых и других вопросов, полное совпадение интересов и мнений. В свою очередь это является гарантом стабильности в коллективе, позволяет успешно решать поставленные задачи по повышению эффективности обслуживания населения. В частности, по итогам работы в минувшем году были выполнены 10 из 12 доведенных прогнозных показателей. За последние шесть лет темп роста розничного товарооборота составил 181,7 процента, что значительно превышает доведенное задание. Отрадно, что прослеживается устойчивая тенденция финансового оздоровления райпо. Если, к примеру, в 2005 году убытки от реализации были равны 328 миллионам рублей, то в минувшем году по этому показателю получена прибыль в размере около 400 миллионов рублей, причем рентабельными оказались все отрасли кооперативной деятельности. Хороший старт взят и в первом квартале нынешнего года.

Хозяева продемонстрировали гостям работу ряда кооперативных объектов. Под впечатлением остались те от посещения магазинов «Хозяйственные товары» и «Строитель» в райцентре. По общему мнению, по ассортименту товаров они способны максимально удовлетворить покупательский спрос. В ЧУП «Дзержинский кооппромторг», в состав которого входят эти объекты торговли, создана цеховая профсоюзная организация. Ее активная позиция проявляется буквально во всех делах. В первую очередь, конечно, в центре внимания — вопросы создания надлежащих условий труда и заработной платы. Что касается условий труда, то, по общему мнению участников семинара, они вполне отвечают предъявляемым требованиям. Ситуация с заработной платой тоже достаточно неплохая, хотя, естественно, вряд ли ее можно признать оптимальной. Ведь, как известно, по этому показателю потребительская кооперация находится отнюдь не на ведущих позициях в республике, и Дзержинское райпо в этом смысле тоже не составляет исключения. Однако необходимо отметить, что на протяжении ряда последних лет отмечается ее неуклонный рост. В первом квартале нынешнего года, например, средняя зарплата по райпо составила около 841 тысячи рублей, а у продавцов – более 882 тысяч рублей.

Специфика Дзержинского райпо в том, что 170 из 274 сельских населенных пунктов обслуживаются автомагазинами. Постоянно курсируют шесть магазинов на колесах, а с наступлением дачного сезона подключается еще один — для доставки товаров в многочисленные садоводческие товарищества. Не так давно райпо приобрело новый автомагазин на базе шасси МАЗ. Он оборудован умывальником, двумя холодильниками, что позволяет максимально удовлетворять запросы сельчан в товарах. Как следствие, среднемесячный товарооборот составляет сейчас 50 миллионов рублей, а заработная плата продавца – 1 миллион 150 тысяч рублей. Участники семинара могли убедиться, что социальная миссия потребительской кооперации не миф, а объективная реальность, и по достоинству это оценили. Ведь, как и профсоюзы, она с людьми и для людей.

Показателен в этом отношении агрогородок Скирмонтово. Он известен тем, что здесь находится высшая точка Беларуси – 345 метров над уровнем моря. Население агрогородка, статус которого Скирмонтово получило в минувшем году, — 480 человек. До недавних пор потребкооперация была представлена в деревне небольшим продмагом и школьной столовой, товарооборот которой не превышал 1,5 миллиона рублей в месяц. Поэтому местный коммерсант и чувствовал себя вольготно, не ощущая серьезной конкуренции. Ситуация изменилась после того, как в бывшем здании столовой после проведения реконструкции появился современный магазин товаров повседневного спроса «Родничок», а по соседству – заготовительный и ночной магазины. В «Родничке», который работает по методу самообслуживания, среднемесячный товарооборот вплотную приблизился к 130–140 миллионам рублей. В вечернее же время покупатели имеют возможность отовариться в «ночнике». Кстати, продавец Елена Миранович является в одном лице и заготовителем, что стало возможно благодаря гибкому графику работы двух магазинов. И вот результат: коммерсанту ничего не оставалось, как свернуть в агрогородке бизнес: не выдержал конкуренции.

В Узденском райпо, куда затем направились участники семинара, как и у дзержинских коллег, все работники являются членами отраслевого профсоюза. Здесь в хорошем смысле слова создана команда единомышленников. Стиль работы председателя правления райпо Анатолия Луцевича примечателен тем, что, как правило, при принятии наиболее важных решений вопрос сперва выносится на коллективный совет. При этом мнение профсоюзного актива имеет зачастую определяющее значение. Поэтому и дела спорятся. Узденское райпо на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в системе Минского облпотребсоюза.

Далеко за пределами столичного региона, например, известна продукция ЧУП «Узденский кооппром». К приезду профсоюзных лидеров Минщины хозяева подготовили выставку-дегустацию выпускаемых изделий. Участники семинара не скрывали своего восхищения – и по вкусовым качествам, и по ассортименту, и, главное, по ценовому фактору продукция узденских кооператоров сегодня, действительно, вне конкуренции. А после того как в сопровождении председателя правления райпо Анатолия Луцевича и директора ЧУП «Узденский кооппром» Регины Нистюк ознакомились с процессом производства, на сей счет вообще ни у кого не осталось сомнений. Регина Ивановна рассказала, что сегодня 70 процентов продукции реализуется за пределами района и области. На долю унитарного предприятия приходится примерно половина выпускаемых в Минском облпотребсоюзе кондитерских изделий.

— Предприятие работает ежедневно, круглосуточно и согласно всему ассортименту, — подчеркнула Регина Нистюк.                      

Вот информация к размышлению: в канун Пасхи было выпущено 10 тысяч пирогов, которые шли, что называется, нарасхват, за ними специально приезжали даже минчане. Так ведь и цена была, как говорится, божеская – 10 тысяч рублей за килограмм, тогда как, для сравнения, за полукилограммовый пирог, выпущенный на предприятии «Белгоспищепрома», просили 9 тысяч рублей. Комментарии, думается, излишни. Слагаемых успеха, конечно, много, но, на мой взгляд, не последнюю роль играет то обстоятельство, что здесь созданы комфортные условия для труда и отдыха, большое внимание уделяется профилактике производственного травматизма, а заработная плата поставлена в прямую зависимость от роста производительности труда. Такая, с позволения сказать, прозрачность исключает любые инсинуации. Люди видят, что о них заботятся не на словах, а на деле, что в свою очередь способствует поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата.

Об этом со всей определенностью заявил председатель Минского областного объединения профсоюзов Михаил Бода, особо отметив, что опыт работы отраслевого профсоюза работников потребкооперации в рамках социального партнерства во многом поучителен и заслуживает одобрения и распространения. О некоторых его аспектах рассказала председатель Минского обкома отраслевого профсоюза Елена Деревяшкина. Руководством к действию являются Тарифное соглашение, которое заключено с правлением Минского облпотребсоюза на 2011–2013 годы, а также 75 коллективных договоров кооперативных организаций и предприятий на местах. В них отражен весь спектр вопросов, которые так или иначе затрагивают социально-экономические интересы членов профсоюза. При этом, что очень важно, на деле обеспечена их реализация, а в случае возникновения спорных моментов обе стороны всегда находят разумный компромисс. Такой подход работает на авторитет отраслевого профсоюза и одновременно является залогом успешной работы организаций потребительской кооперации, позволяет оперативно решать имеющиеся проблемы.

Подводя итог состоявшемуся обсуждению, Михаил Бода подчеркнул, что потребкооперация – это та отрасль, от которой зависит социальное самочувствие людей, и отрадно, что отраслевой профсоюз присущими ему методами способствует созданию доверительной обстановки, работает на общий позитивный результат.

На снимке: во время выездного семинара-совещания в Минской областной профсоюзной организации работников потребительской кооперации.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter