Белорусские традиции строительства жилья на открытках и фотографиях начала XX века

Всякий дом хозяином держится

О том, какой смысл наши предки вкладывали в строительство жилья, во многом говорит народное творчество. Моя бабушка рассказывала такую легенду. Когда-то, много веков назад, люди, которые жили на белорусской земле, не знали, как возвести дом. Сооружали строения, но жить в них было неуютно: не хватало света. Зашел однажды в селение бедный человек и сказал: «Дам солнце в ваши хаты, только взамен пообещайте, что никогда не откажете нищему в ночлеге, накормите и напоите». Люди дали слово, хотя и не знали, что этот человек был сам Бог. Так в домах появились окна. Не только дома, но и души наполнились светом.

Хата белорусского крестьянина из деревни Тартак под Барановичами (нач. ХХ в.).

Сакральный смысл, которым белорусы наделяли понятие своего жилья, сохранился до наших времен. Известен строительный ритуал белорусов конца ХIX — начала XX века. На Подвинье, когда хозяин выбирал место для будущей хаты, заранее собирал по одному негладкому камню с четырех разных полей. Нес их в шапке на голове или за пазухой и затем выкладывал четырехугольником на месте будущего фундамента. Затем произносил «замову» и в мыслях обращался за помощью к умершим предкам. Считалось, если через три дня камни останутся нетронутыми, место выбрано удачно.

В издании «Народная культура беларусаў: энцыклапедычны даведнiк» под редакцией Титова сказано, что в древности жилье людей, населявших наши земли, представляло легкие строения наподобие шалаша или «будана», огороженные острыми колами. Предки белорусов селились на высоких берегах рек, по краю болот, которые служили им охраной от врага. У племен зарубенецкой культуры (III век до н.э. — IV век н.э.) основным типом жилья были полуземлянки и наземные строения на 10–24 метра квадратных столбовой конструкции с открытыми печами-каменками. У племен средней и северной Беларуси, так называемых штриховиков и днепродвинцев, жильем служили длинные многокамерные дома столбовой конструкции с небольшими помещениями, в центре которых размещались огнища — места, где были костры с остатками пепла и углей. 

Пружаны. Белорусская хата (нач. ХХ в.).

Постепенно основным материалом для строительства жилья стали выбирать дерево. Сруб возводили из сосновых, реже еловых, осиновых бревен, а нижний венец, опорные столбы и отдельные элементы — из дуба. С течением времени на территории Беларуси сложились устойчивые традиции народного зодчества. 

Строительство проходило в несколько этапов: выбор места, закладка первого венца, возведение крыши, кладка печки, новоселье. Каждый из них сопровождался своеобразными обычаями, обрядами, магическими действиями. Место для жилья должно было соответствовать не только практическим требованиям, но и создавать необходимый психологический микроклимат, комфорт души, излучать внутренний свет, «волшебную ауру». Все это в магических представлениях белорусов было связано с образами счастья и благополучия.

Крестьянская изба в деревне Проходы Гродненской губернии (нач. ХХ в.).

Обычай не позволял строить хату на перекрестках дорог или заброшенных путях. Народное поверье связывало их с чертовыми дорогами, где по ночам бродят злыдни. Несчастливым считалось место, где ранее стояла хата, уничтоженная стихией, или где произошло убийство человека. К неблагоприятной относили территорию, где ранее была баня. В мифологических сюжетах она фигурирует как пристанище ведьм. Счастливыми считались места, которые выбирали для отдыха домашние животные или где селились живые существа: пауки, шершни, муравьи. Такое место уже само по себе не могло быть проклятым. 

Строительный материал готовили зимой. Заготавливали только те деревья, из которых никогда не собирали смолу-живицу. Считалось, что в таком случае дом простоит более сотни лет. Запрещалось использовать деревья, поваленные бурей. По поверьям, такая хата будет рано или поздно разрушена. Нельзя было использовать сухие деревья: их по аналогии связывали с болезнью, смертью. Не строили дома из деревьев, которые росли возле храмов, на кладбищах. 

Белорусы. Почтовая открытка по фотографии Булгака (нач. ХХ в.).

Начало строительства совпадало с какой-либо знаковой датой. Это мог быть конец Великого поста, День святых мучеников, Святой Троицы и другие. Наиболее благоприятными для закладки фундамента в народе считались вторник и четверг. Понедельник и среду относили к тяжелым дням. 

Волца (Кореличский р-н). Прядение льна (нач. ХХ в.).
Особый смысл придавался закладке первого венца. Этот этап называли «закладзiны». В его восточном углу клали в высеченное углубление несколько монет, немного овечьей шерсти, мед в сотах и освященные в церкви веточки можжевельника. Это было своеобразным залогом благополучия семьи и служило оберегом от молнии и нечистой силы. К примеру, на Полесье до наших времен сохранился такой обычай из эпохи язычества: на месте будущей печки закапывают голову петуха. «Закладзiны» праздновали торжественно. В середине начатого сруба ставили стол с угощениями для друзей и соседей. 

Немалое значение придавали «ганку» дома — крытой пристройке со ступеньками, опорными столбами перед входными дверями. До середины XIX века в деревенском строительстве на территории Беларуси «ганак» как элемент хаты был отмечен козырьком, большим камнем или массивной колодой у порога. В конце ХIX века крыльцо дома стали оформлять в виде небольшой дощатой площадки со ступеньками, одно- и двухскатной крышей на двух или четырех столбах. Бывало, наши предки обустраивали вход в дом поручнями и лавками. Позже крыльцо делали почти при каждом доме. Опорные столбы и фронтоны часто украшали резьбой. 

До середины XIX века хаты в большинстве своем обогревались глинобитными курными печами без дымоходов, имели высокий, овально выпуклый потолок с отверстием для дыма и небольшие окна. По вечерам дом освещался лучиной, которая горела на припечке. 

В знатных имениях для освещения использовали восковые свечи, камины. После аграрной реформы 1861 года жилье белорусов стало более просторным, разделялось на несколько зон: кухню, светлицу, спальню. Хаты стали строить с большими окнами и дымоходом. Другой становилась и мебель. Вместо спальных нар стали использоваться кровати. Появились диваны, кресла, которые постепенно вытесняли недвижимые лавы.

Двор белорусского крестьянина из деревни Тартак под Барановичами (нач. ХХ в.).

Особое значение в белорусской хате придавалось «куфару». В нем хранили не только одежду, но и «абрусы», «посцiлкi». Таинственный смысл был присущ всему внутреннему убранству дома. Так, печь, порог, «покуць», «палацi», пристенные лавы, «бабiн кут» и образа, рушники, «кубел з пасагам», «калыска», «дзяжа» исполняли практические и символико-обрядовые функции. 

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter