Календарь и традиции: 26 марта - 1 апреля 2018 года

Всякая рыба хороша, коли на уду пошла

Предпоследняя неделя Великого поста наполнена заботами о предстоящих работах на земле. Снег уже начал сходить, поэтому в поле осматривали озимые. По образовавшимся проталинам судили о состоянии почвы — насколько она напиталась влагой.

В традиционном народном календаре 30 марта — Алексей–теплый. Говорили, «на Аляксея зiма пацее». В прежние времена к концу марта крестьяне уже полностью переходили на «летний транспорт». До этого, в разводье, еще «санкi з калёсамi сварылiся» и приходилось чередовать их по погоде. Если Алексей «цяпельца знайшоў», то есть день стоит теплый, значит, вся весна выдастся хорошей.

Фото  ОЛЬГИ  ПАК

Поскольку Алексей «ваду распускаў», то считался покровителем рыболовов. К тому же именно в это время вскрываются реки. Так что «на Аляксея — рыба аб лёд, а саначкi — аб плот». Чтобы завлечь удачу на предстоящий сезон, рыболовы должны в этот день изготовить какую–нибудь рыбацкую «прыладу» — удочку, острогу, гарпун, багор или сплести сеть. Рыболовство — один из древнейших белорусских народных промыслов и со временем превратилось в сложную систему профессиональных знаний и навыков. Способы ловли и снасти соответствовали природным, экологическим условиям, водным бассейнам, количеству рыбы, которая в них водилась, ее породам, каждой поре года, погоде и даже региональным традициям. Самыми древними считаются так называемые ударные приспособления для рыбалки: копья, стрелы, позже — гарпуны и багры. Когда–то в наших реках и озерах водилось столько рыбы, что брошенная острога буквально стояла в воде. Рыбу вытаскивали баграми прямо в лодку во время ночной рыбалки при свете факелов. Зима также диктовала свои хитрости: рыбу глушили ударами по льду специальной деревянной чуркой — «чакухой». К наиболее древним рыболовецким «прыладам» относят и крючковые снасти — удочки и блесны.

29 марта у многих католиков отмечается «зеленый четверг». В этот день ели особый суп, приготовленный из зелени, причем из определенного количества видов трав — из 7, 9 или 12. Такой зеленый суп принесет здоровье на весь год.

Апрель–«красавiк» действительно красит землю. «Красавiк чорны ў полi, а ў лесе яшчэ белы». В некоторые годы он начинается при снеге, а заканчивается уже при зелени. Обычно на этот месяц приходится пик весеннего половодья: «красавiк — з вадой, а ўжо май — з травой». Если весна ранняя, деревья рано покрываются молодыми листочками и «на зялёны лес» загремит гром — это знак будущих успехов: «у красавiку грымот — будзе добры год». Сухая погода обещает засушливый июнь. Пчеловоды следили за поведением пчел: если рои не вылетят в апреле — еще придут холода.

1 апреля — Вербное воскресенье у православных.

В Вербное воскресенье было принято похлестывать друг друга «прутом жизни» — веточкой вербы, а у кого есть — пальмы или оливы. Таким образом человеку передается жизненная сила самого дерева. Особенно ценились у нас прямые сильные побеги вербы с красноватой корой: их украшали сухоцветами, часто окрашенными яркими красками. Особенными получались мастерски сплетенные из высушенных цветов и трав «пальмы гродзенскiя». Кстати, говорили, если во время первой весенней грозы сжевать и проглотить один цветок–«котик» с вербы, больше не будешь бояться грома и молнии. При приближении внушительной грозовой тучи пучок вербы выставляли в доме в окне со стороны, откуда идет «хмара», — как оберег от непогоды.

Иногда вместе с вербой освящали еще и ветки можжевельника. «Ядловец» — замечательное растение, настоящий фитосанитар. Издавна можжевеловые ягоды считались целебными, из них готовили специальные настои, отвары, порошки, мази. С помощью можжевелового дыма и пепла боролись с насекомыми и болезнетворными микробами в жилище. На дыме от «ядлоўца» коптили прекрасную ветчину, которая могла долго храниться. Ароматные можжевеловые ягоды использовали при производстве спиртных напитков. Эфирное масло из можжевельника высоко ценилось у парфюмеров.

1 апреля верующие Римско–католической церкви в Беларуси отмечают большой праздник — Пасху. «Вiншаваннi з Вялiкiм днем и чырвоным яйкам!»

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter