О главном трумфаторе "Оскара" - фильм "В центре внимания"

Вся журналистская рать

Когда поутихли «оскаровские» страсти, и наконец–то полным удовлетворением завершилась массовая леомания, самый раз вернуться к главному триумфатору церемонии — фильму «В центре внимания» (реж. Том МакКарти), который решением американских киноакадемиков удостоен самого престижного звания «Лучший фильм».

Честно говоря, не будь такого высокого признания, картина в кинопрокатном формате осталась бы незамеченной. Добротно рассказанная история про секс–скандал в отдельно взятой Бостонской католической парафии напоминает нечто среднее между некогда знаменитым фильмом Алана Пакулы «Вся президентская рать» и любым советским фильмом на производственную тему. В начале 2000–х журналисты весьма авторитетной газеты The Boston Globe провели тщательное журналистское расследование и обнародовали информацию о священнослужителях–педофилах, которая тут же стала оглушительной сенсацией планетарного масштаба. Шеф–редактором бостонской газеты был Бен Брэдли–младший, отец которого являлся редактором другой не менее авторитетной газеты The Washington Post. Любопытно, что во время редакторства Бена Брэдли–старшего вашингтонские журналисты в начале 70–х расследовали дело, которое получило огласку как Уотергейтский скандал. Эта история и легла в основу фильма «Вся президентская рать», который, несомненно, вдохновил создателя «В центре внимания». Журналисты обоих изданий были удостоены Пулитцеровской премии.


«В центре внимания» — не криминальный фильм об ужасающих историях совращения детей. Это своеобразное документальное расследование о журналистском труде. Строчка в титрах «Основано на реальных событиях» означает особую степень подлинности. Здесь достоверна не только ситуация, но и имена персонажей этого громкого дела — от журналистов и адвокатов до жертв и их насильников. С тщательной педантичностью воссозданы все этапы особого репортерского способа добывания информации — расследования, связанного с весьма серьезными рисками. Это ритмично организованное действие перемежается таким количеством разговоров, споров, выяснением, уточнением, сверкой фактов, что собственно человеческая и моральная канва всего происходящего отходит на дальний план. Только профессия — и ничего лишнего. Несмотря на серьезность происходящего, само журналистское ремесло время от времени перестает быть интересным. Том МакКарти воздал должное как обильной разговорной практике, так и привычному антуражу профессии: огромные ньюс-румы с отсеками для рабочих мест, папки с архивами, стеллажи с бумагами, редколлегии, летучки, планерки, блокноты и ручки на интервью. Получилось качественное производственное кино, лишенное каких–либо привлекательных эффектов, вполне стандартное, узнаваемое и ожидаемое.

Как в любом производственном фильме, главным козырем является тема. Другой козырь, как в любом разговорном фильме, — актеры. Несколько журналистов небольшого отдела расследований под знакомым нам названием «Прожектор» «расставлены» в определенном порядке. Все абсолютно разные и столь же взаимно дополняемы. Последовательный и дальновидный начальник отдела Роббинсон (Майкл Китон, получивший в прошлом году «Оскар» за роль в «Бердмене»), взрывной и порывистый Майк Резендес (Марк Руффало, номинант в категории «Лучший актер второго плана»), деликатная и дипломатичная Саша Пфайффер (Рейчел МакАдамс, номинант в категории «Лучшая актриса второго плана») — все вместе воплощают некий идеальный образ той рати, которая традиционно определяется как «четвертая власть».

Внимание к фильму после получения «Оскара» возросло. Со стороны Ватикана никаких нареканий не последовало. Скорее, наоборот. Может, дело не столько в теме, сколько в том, как она преподнесена. В корректности и тактичности создателям точно не откажешь.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter